Литературная премия
ЛАУРЕАТ 2015 ГОДА
Сергей Васильевич Женовач
за преданное служение русскому театру и вдохновенный перевод
на язык сцены сокровищ мировой литературной классики;
за воспитание зрителей в духе требовательной любви к Театру и Книге
Игры слов
Лауреатом премии Александра Солженицына стал режиссер Сергей Женовач
(Российская газета. 2015. 2 марта. URL: http://www.rg.ru/2015/03/02/premia-site.html)
Решением жюри премии Александра Солженицына лауреатом 2015 года объявлен театральный режиссер Сергей Женовач «За преданное служение русскому театру и вдохновенный перевод на язык сцены сокровищ мировой литературной классики; за воспитание зрителей в духе требовательной любви к Театру и Книге». Церемония вручения премии состоится 23 апреля в Москве в Доме Русского Зарубежья.
Сергей Женовач вослед за своим учителем Петром Фоменко создал целое явление — театр прочитывания, театр, в котором сама процедура перевода прозы в сценическую трехмерность становится художественно значимым событием.
Прозу в русском театре ставили с того самого момента, как родилось искусство режиссуры. Уже в 1911 году Немирович-Данченко инсценировал и поставил «Бесов», и этот спектакль разорвался как бомба в тревожной атмосфере эпохи.
Но, кажется, только к концу ХХ века прозу стали осознавать и ставить именно как рассказывание, не превращая ее в пьесу или инсценировку, но открывая ее именно как чужое, чуждое театру явление. Кама Гинкас и Петр Фоменко постепенно приучали зрителей к тому, что со сцены звучит весь прозаический поток, а не одни только «реплики», диалоги и монологи персонажей.
Еще будучи студентом ГИТИСа Сергей Женовач поставил свой первый «роман». Это были «Шум и ярость» Фолкнера, и замиравшие от особой тишины этого спектакля зрители терялись в языке, но постепенно учились различать в игре актеров их героев и само повествование. Женовач, кажется, уже там раздвигал границы привычного спектакля этим смятенным, все размывающим потоком прозы.
Когда же он возглавил Театр на Малой Бронной, то предпринял там уникальный по тем временам эксперимент — поставил весь роман Достоевского «Идиот» почти полностью, без купюр. Трудно забыть, как Сергей Тарамаев, игравший князя Мышкина, существовал на границах между персонажем и его описанием.
В созданной 10 лет назад «Студии театрального искусства» зажили необычайной жизнью герои романа Достоевского «Братья Карамазовы», но только те, что связаны с историей и смертью Илюшечки. А потом возник спектакль по «Битве жизни» Диккенса, и вовсе похожий на чтение книги у камина. И уже не только актеры, но и зрители теряли границу между литературой и театром, между рассказом и игрой, между существованием «здесь и сейчас» и отстраняющей дистанцией нарратива.
Этот принцип открытой игры с прозой, с литературным произведением, приобретенный в школе Петра Наумовича Фоменко, Женовач довел до качества стиля. А в чеховском рассказе «Три года» или в «Реке Потудань» Андрея Платонова из ткани прозы на наших глазах уплотняется, творится персонаж и вновь уходит в темный, густой поток языка, растворяющего истории, судьбы и дарящего чистое наслаждение. И потом — вновь загустевает до человеческой боли. Изысканным мастерством перемещения из прозы в театр и обратно так виртуозно владеют, пожалуй, только у Сергея Женовача.
А сам он, словно не замечая, создает новую театральную реальность, когда проза, не становясь драмой, превращается в театр.
Церемония вручения Литературной премии Александра Солженицына в 2015 году
Церемония вручения
Литературной премии Александра Солженицына
в 2015 году
23 апреля 2015 года в Доме русского зарубежья состоялась ежегодная церемония чествования лауреата Литературной премии Александра Солженицына. В 2015 году премия была присуждена театральному режиссёру, создателю и художественному руководителю «Студии театрального искусства» Сергею Васильевичу Женовачу «за преданное служение русскому театру и вдохновенный перевод на язык сцены сокровищ мировой литературной классики: за воспитание зрителей в духе требовательной любви к Театру и Книге». Открывая церемонию награждения, Н.Д. Солженицына предложила вспомнить о двух недавно ушедших лауреатах Литературной премии прошлых лет: Е.Ц. Чуковской (лауреат 2011 года) и В.Г. Распутине (лауреат 2000 года). Комментируя решение Жюри этого года, Н.Д. Солженицына напомнила, что в 2001 году Жюри премии обнародовало расширение её устава: «Отныне — кроме художественной литературы к рассмотрению будут привлекаться труды по русской истории, русской государственности, философской и общественной мысли, а также значимые действующие культурные проекты». Это позволило, в частности, присудить Литературную премию театральному режиссёру.
От имени Жюри лауреата представил театровед, ректор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина Б.Н. Любимов. Он отметил, что по спектаклям С.В. Женовача можно изучать историю русской литературы: он ставил А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.А. Булгакова, А.П. Платоно¬ва, А.М. Володина, Вен.В. Ерофеева… Любовью и вниманием к книге окрашена и преподавательская манера С.В. Женовача, ученики которого перенимают его любовь к литературе. Б.Н. Любимов подчеркнул, что Женовач не раб писателя, но и не соперник: он его влюблённый читатель, вникающий в поэтику каждого автора. Под стать уровню театра и зритель спектаклей Женовача, по мнению Б.Н. Любимова, — самый тонкий из сегодняшних зрителей, который скорбит о боли в мире, но и радуется тому светлому, что рождается в произведениях гениев.
Также от имени Жюри выступила историк литературы Л.И. Сараскина. Она прочла небольшое эссе, в котором определила театр Женовача как театр считывания смыслов, потому что режиссёр стремится не просто выразить себя, а передать смыслы, заложенные в литературное произведение писателем. По словам Л.И. Сараскиной, ключевые слова в формулировке решения Жюри: преданность, вдохновение и любовь. Именно это движет С.В. Женовачем и его актёрами.
От имени театральной общественности выступил критик Г.А. Заславский. Он отметил значимость события: впервые литературную премию получает театральный режиссёр. Театр Женовача, по мнению Г.А. Заславского, — это проявление «новой серьёзности», противостоящей постмодернизму и утверждающей существовании иерархии в культуре в тот момент, когда её пытаются отрицать.
Собравшимся на церемонию вручения премии были показаны видеозаписи фрагментов спектаклей, поставленных С.В. Женовачем: «Мальчики» (по Ф.М. Достоевскому), «Битва жизни» (по Ч. Диккенсу), «Три года», «Записные книжки» (по А.П. Чехову), «Записки покойника» (по М.А. Булгакову).
В ответном слове С.В. Женовач поблагодарил членов Жюри и зрителей своих спектаклей и сказал много тёплых слов в адрес своих учителей, а также тех, кто помогает ему сегодня — товарищей-единомышленников, которые «сочиняют» вместе с ним спектакли, в том числе художника Александра Боровского и композитора Григория Гоберника. И повторил своё любимое: «Всё только начинается…»
t