casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu

Международная научная конференция «Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к “Красному Колесу”» (Москва, 7–9 декабря 2011)

 Программа международной научной конференции «Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к “Красному Колесу”» (Москва, 7–9 декабря 2011)

 

 Галина Тюрина. Международная научная конференция «Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к “Красному Колесу”»

Галина Тюрина,
заведующая отделом
по изучению наследия А.И. Солженицына
Дома русского зарубежья

 

Международная научная конференция
«Жизнь и творчество Александра Солженицына:
на пути к “Красному Колесу”»

Москва, 7-9 декабря 2011

 

В начале декабря в Доме русского зарубежья прошла масштабная международная научная конференция «Жизнь и творчество Александра Солженицына: На пути к “Красному Колесу”». Уже в третий раз в Москве собрались литературоведы, лингвисты, историки, философы, литературные критики, педагоги, изучающие творчество писателя. (Первая конференция в столице была организована в 2003, к 85‑летию Александра Солженицына, вторая — «Путь А.И. Солженицына в контексте Большого Времени» — состоялась в стенах Пашкова Дома в 2008.)

Учредителями конференции в 2011 выступили Российская академия наук, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. На приглашение оргкомитета участвовать в заседаниях откликнулись ученые из 11 стран: России, США, Франции, Польши, Китая, Японии, Италии, Индии, Швейцарии, Великобритании, Австралии. В программу конференции были включены 60 докладов.

Заседания проходили в двух параллельных секциях в большом и малом конференц-залах Дома русского зарубежья и сопровождались синхронным русско-английским и англо-русским переводом.

Участников и гостей встречала передвижная книжная выставка «Памяти Александра Солженицына» (автор — Ю.В. Решетников). Впервые эта экспозиция, задуманная к 90‑летию писателя, была представлена на XXI Московской международной книжной выставке-ярмарке в 2008 и с тех пор побывала в нескольких городах России и зарубежья. В один из дней работы конференции состоялся показ документального фильма А. Денисова «Спасенное интервью», знакомящего российского зрителя с беседой писателя об эпопее «Красное Колесо» с французским журналистом Б. Пиво, снятой в 1983 в Вермонте.

Открытие конференции 7 декабря 2011 проходило при переполненном зале. Первым выступил директор Дома русского зарубежья В.А. Москвин, озвучивший также и письменное обращение президента Российской академии наук Ю.С. Осипова.

Со словами приветствия обратились к присутствующим руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский и В.П. Лукин, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Пленарное заседание началось с доклада Ренаты Гальцевой (Россия, Москва) «Новая волна идеологического наступления на Солженицына как на интерпретатора русской истории», вызвавшего обширную дискуссию с участием Л.И. Сараскиной, В.П. Лукина, Ж. Нива, Р. Темпеста, А.С. Немзера, А.И. Музыкантского, А.Н. Варламова.

Рабочие заседания были разделены на секции по направлениям: история, философия, литературная традиция, поэтика, вехи творческого пути. На двенадцати заседаниях конференции с 7 по 9 декабря выступили следующие докладчики:


Жорж Нива (Швейцария, Женева).
История в «Красном Колесе»: в трактовке персонажей, в трактовке автора.

Дэвид Волш (США, Вашингтон).
Соотношение художества и истории в «Красном Колесе».

Андрей Немзер (Россия, Москва).
«В круге первом» — анонс «Красного Колеса».

Майкл Николсон (Великобритания, Оксфорд).
Линия и промежуток: структурные и жанровые решения шестидесятых годов и становление «Красного Колеса».

Ирина Роднянская (Россия, Москва).
Лирико-патетическое начало в «Архипелаге ГУЛАГ» (О сравнительной роли повествователя в двух эпопеях А. Солженицына).

Алексей Шепель (Россия, Ленинградская область).
Роман А.И. Солженицына «Август Четырнадцатого»: работа писателя с военно-историческими материалами.

Петр Глушковски (Польша, Варшава).
«Красное Колесо» с точки зрения историка.

Елена Бальзамо (Франция, Париж).
«…Выполнять свой долг. На своем месте»: личность и исторический процесс
в «Красном Колесе».

Франсуаза Лесур (Франция, Париж).
«Люби революцию»: пролог «Красного Колеса».

Наталья Ковтун (Россия, Красноярск).
Тема «сбережения народа» в ранних текстах А.И. Солженицына.

Дэниел Дж. Махони (США, Вустер).
«Зацариться»: Николай II и грядущая революция.

Гульнара Алтынбаева (Россия, Саратов).
Окололитературная среда начала XX века в «Красном Колесе» А.И. Солженицына.

Алексей Климов (США, Покипси).
Колебания исторического вектора в «Красном Колесе».

Евгения Иванова (Россия, Москва).
А. Блок и А. Солженицын как историки «последних дней императорской власти»:
поиски жанра.

Эндрю Б. Вахтель (США, Чикаго).
Возвращение к хроникам: Александр Солженицын и Иво Андрич.

Владимир Котельников (Россия, Санкт-Петербург).
Картина человека в «Красном Колесе».

Вячеслав Гуськов (Россия, Благовещенск).
Образ Руси уходящей в исторической эпопее А.И. Солженицына «Красное Колесо».

Нэлли Щедрина (Россия, Москва).
«Красное Колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй половины XX века.

Людмила Сараскина (Россия, Москва).
А.И. Солженицын и В.В. Набоков: в пространстве Больших Идей.
.

Павел Спиваковский (Россия, Москва).
Проблема релятивизма: А.И. Солженицын, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский и поиск истины.
.

Сергей Кибальник (Россия, Санкт-Петербург).
Г.И. Газданов и А.И. Солженицын.
.

Изабель Джайтли (Индия, Нью-Дели).
Философские и религиозные проблемы в «Красном Колесе».
.

Гапоненков Алексей (Россия, Саратов).
Истинный и ложный консерватизм в «Красном Колесе» А.И. Солженицына.
.

Татьяна Смыковская (Россия, Благовещенск).
Духовное крушение или «наитие Святого духа?» (пасхальные мотивы в «Красном Колесе»).
.

Борис Пивоваров, прот. (Россия, Новосибирск).
Богоборчество как движущая сила революции: ответ «Красного Колеса».
.

Брендан Пёрселл, свящ. (Австралия, Сидней).
Размышления о философской и теологической историографии в «Красном Колесе» Солженицына.
.

Дмитрий Шляпентох (США, Саут-Бент).
«Красное Колесо» Солженицына и идеологическая борьба на Западе во времена
холодной войны.
.

Елена Проскурина (Россия, Новосибирск).
А. Солженицын в восприятии протоиерея Александра Шмемана (от «Матрёнина двора»
к «Августу Четырнадцатого» и далее).
.

Кадзухиса Ивамото (Япония, Вакканай).
Ленин и Солженицын: идентификация героя с автором.
.

Дзюнна Хирамацу (Япония, Токио).
Народ и медиакоммуникации в «Красном Колесе».
.

Джеймс Понтузо (США, Хемпден-Сидней).
Феноменология религии в «Красном Колесе» Солженицына.
.

Рональд Вроон (США, Лос-Анджелес).
Заметки о сотериологических основаниях «Архипелага ГУЛАГ» и «Красного Колеса».
.

Александр Урманов (Россия, Благовещенск).
Мифологическая и библейская символика в «Красном Колесе».
.

Лиза Риоко Вакамия (США, Таллахасси).
«Дневник Р-17» и «Красное Колесо»: диалог между автобиографией, литературой и историографией.
.

Константин Баршт (Россия, Санкт-Петербург).
О нарративной структуре «Красного Колеса» А.И. Солженицына.
.

Алексей Шмелёв (Россия, Москва).
Лингвистические мотивы в творчестве Солженицына: на пути к «Красному Колесу».
.

Анна Аркатова (США, Урбана-Шампейн).
Система ключевых женских образов в эпопее А. Солженицына «Красное Колесо».
.

Галина Тюрина (Россия, Москва).
Тема Москвы в «Красном Колесе».
.

Джессика Хутен (США, Белтон).
Как вспоминают о Боге в «Октябре Шестнадцатого»: диалог священника и офицера.
.

Эдвард Эриксон (США, Гранд-Рэпидс).
«Ничего нет выше любви»: религиозное измерение «Октября Шестнадцатого».
.

Людмила Герасимова (Россия, Саратов).
Пневматология как свойство реализма А.И. Солженицына в «Красном Колесе».
.

Борис Любимов (Россия, Москва).
«Предсказывающий назад»: образ Воротынцева в пьесе Солженицына «Пленники».
.

Ричард Темпест (США, Урбана-Шампейн).
Последний герой: полковник Георгий Воротынцев и солженицынский идеал мужественности.
.

Наталия Солженицына (Россия, Москва).
Картотека «Красного Колеса»: замысел и осуществление.
.

Александр Ванюков (Россия, Саратов).
«Красное Колесо» А. Солженицына: поэтика заглавий и структура повествования (Узел II. Октябрь Шестнадцатого).
.

Олег Алейников (Россия, Воронеж).
«Кинематографические кадры» как средство интерпретации и оценки исторических событий в «Красном Колесе» А. Солженицына.
.

Михаил Голубков (Россия, Москва).
Солженицын в средней и старшей школе.
.

Борис Аверин (Россия, Москва).
Сокращенное издание «Архипелага»: потери и обретения.
.

Жэнь Гуаньсюань (Китай, Пекин).
Обзор переводов и исследований творчества А. Солженицына в Китае.
.

Рахима Гочияева (Россия, Кисловодск).
Литературные образы в произведениях А.И. Солженицына как объекты историко-краеведческих исследований.
.

Никита Струве (Франция, Париж).
Том за томом: заметки первоиздателя «Красного Колеса».
.

Моника Сидор (Польша, Люблин) представила доклад «Единица, коллектив и коллективный герой. Трансформация модели героя в ранних произведениях А. Солженицына», а Алексей Селиванов (Россия, Москва) — доклад «”Красное Колесо” как литературное исследование национального самосознания». Ввиду отсутствия авторов, доклад Сергея Бочарова (Россия, Москва) «Россия и революция: от Тютчева к “Красному Колесу”» прочитал Б. Аверин, а доклад Арвидаса Юозайтиса (Литва, Вильнюс) «Реформатор П. Столыпин и консерватор А. Солженицын: точки соприкосновения» — Н. Щедрина; доклад Клода Дюрана (Франция, Париж) «Пословица в “Красном Колесе”» прочитала Г. Тюрина.

На завершающем пленарном заседании состоялся вечер презентаций были представлены вышедшие в последнее время книги о творчестве Солженицына — А. Немзера, Н. Щедриной, К. Дюрана, Ж. Нива, В. Гуськова, А. Урманова, Г. Алтынбаевой и др.

Участники и гости называют прошедшую конференцию безусловно удавшейся. Практически все доклады были восприняты аудиторией с глубоким интересом, каждый сопровождался живым обсуждением. Солженицыноведы разных стран, знакомые друг другу иногда лишь по печатным работам, смогли познакомиться и лично. Это особенно важно для лучшего взаимопонимания между исследователями творчества писателя, потому что отечественное солженицыноведение получило возможность нормально развиваться лишь с конца 1980‑х годов, в то время как на Западе жизнь и творчество Солженицына изучают уже почти полвека. Прошедшая конференция показала, что ныне и в России ведется всестороннее освоение наследия Александра Солженицына, а интерес к его творчеству со стороны мирового научного сообщества неуклонно возрастает.