casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
casibom
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler

Семинар по изучению наследия А.И. Солженицына. 4 марта 2015 года

 Семинар по изучению наследия А.И. Солженицына

 

Семинар по изучению наследия А.И. Солженицына

 

 

И.Е. Мелентьева

 

4 марта 2015 года в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына проходил очередной семинар, посвящённый трудам и дням писателя. В самом начале заседания заведующая отделом по изучению наследия А.И. Солженицына Галина Андреевна Тюрина произнесла несколько слов в память об ушедшей 3 января 2015 года Елене Цезаревне Чуковской, которая была постоянным участником семинара и принимала самое живое участие в его проведении и в работе всего отдела.

Доклад Ирины Евгеньевны Мелентьевой, кандидата филологических наук, доцента ПСТГУ, ведущего научного сотрудника отдела по изучению наследия А.И. Солженицына, был посвящён отражению народного календаря в малой прозе писателя. Докладчица обратила внимание на противопоставление в рассказе «Матрёнин двор» круга народного календаря, определявшего работы крестьянина на себя и своё хозяйство, советскому календарю принудительной работы на государство (которую символизируют палочки-трудодни). Народный календарь, как указывают фольклористы, — это особая система деления года, в которой переплетены различные виды календарей. В рассказе они отражены неодинаково. Например, почти не отражён кулинарный код, потому что обед у Матрёны был всегда очень простым, свёрнуто дан пастушеский календарь и лишь во внесюжетных элементах — свадебный. Зато вычерчивается линия церковных праздников, а, если набросить на события рассказа реальную хронологическую сетку, можно увидеть, что время смерти и отпевания Матрёны приходятся на седмицу о Страшном Суде, а хоронят её накануне Масленицы. Своеобразно преломляется в рассказе народное представление о хороших и плохих днях календаря. В народном календаре наиболее опасным месяцем считался февраль (из-за его краткости и выделенности этим из всех месяцев года). В жизни самого Солженицына февраль был отмечен арестами (в 1945 году во время войны и в 1974, непосредственно перед высылкой из СССР). Неслучайно Матрёна гибнет в нехорошие дни календаря, хотя Солженицын, возможно, не знал об этих народных поверьях.

Немало внимания докладчица уделила фольклорной образности в рассказе. И.Е. Мелентьева сделала подробный обзор народных поверий, связанных с тараканами и мышами: речь шла о приметах, ассоциировавшихся с их обитанием в доме, и о представ­лениях, как их нужно выводить. Отношение Матрёны к этим существам, восходящим в народных поверьям к хтоническим божествам и не сулящим хозяйке дома ничего хорошего, по мнению докладчицы, отражает важную черту характера героини: она никого не хочет убивать, потому что одинаково мирно относится ко всей живой твари. Кроме того, её характеру не соответствуют языческие способы борьбы с чем бы то ни было.

И.Е. Мелентьева особо подчеркнула, что высокая документальная точность рассказа не мешает ему быть текстом высокохудожественным. Соблюдение принципов жизнеподобия позволило А.И. Солженицыну через факт проникнуть в глубины народной жизни. Благодаря этому частное явление народного календаря становится узлом русской судьбы. Это лишний раз подтверждает неправомерность противопоставления Солженицына-художника, публициста и историка. Докладчица закончила своё выступление цитатой из интервью Солженицына, в котором он рассказывал, как работал с документальным материалом для «Архипелага ГУЛАГа»: «<…> из кирпича-то просто класть здание, из ровных параллелепипедов, а вот из дикого камня, набитого, неопределённых форм, с острыми углами, с ямами какими-то, — тоже ведь клали раньше. На стеночку посмотришь, почти ровная. И трудно себе представить, сколько ж каменщик крутит каждый камень, чтобы понять, как его поставить в стену». После завершения доклада развернулась дискуссия.

Затем Г.А. Тюрина показала презентацию, созданную школьниками, организовавшими музей в Мильцеве, где восстановлена изба Матрёны и поставлен первый в России бюст А.И. Солженицына.

 

 

Г.А. Тюрина

 

В завершение семинара И.Е. Мелентьева рассказала о своём участии в Международном съезде славистов в Белграде.

 

Татьяна Кучинко

 

 

И.Е. Мелентьева

 

Фото Юлии Котиной