casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu

Семинар отдела по изучению наследия А.И. Солженицына. Костюм и детали быта в романе «В круге первом»

 Семинар отдела по изучению наследия А.И. Солженицына. Костюм и детали быта в романе «В круге первом»

 

Семинар отдела по изучению наследия А.И. Солженицына.
Костюм и детали быта в романе «В круге первом»

 

 

И.В. Дорожинская

 

3 октября в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына состоялось очередное заседание семинара, посвященного трудам и дням писателя. Доклад ведущего сотрудника отдела по изучению наследия А.И. Солженицына, учителя высшей категории И.В. Дорожинской был посвящен художественной роли одежды и деталей быта в романе «В круге первом». Доклад сопровождался показом фотографий, материалов модных журналов 1940 х годов, что позволило напрямую соприкоснуться с основными типами одежды того времени.

Много внимания докладчица уделила изображению стандартизированной одежды: с одной стороны, костюмов арестантов, с другой стороны, униформ. Синие комбинезоны, задача которых — подчеркнуть принадлежность человека к миру рабов, всё равно несут на себе отпечаток индивидуальности арестантов, свидетельствуют об их стремлении к утверждению собственного достоинства. Одновременно с этим такие черты реальности, как детали униформ, могут приобретать черты символа: Абакумов видится Прянчикову как «пара золотых погон». При этом, как показала докладчица, отсутствие униформы может в реальности быть не более чем маскарадом: отсутствие униформы офицеров МГБ у вольных женщин на шарашке скрывает угрозу слежки и доноса с их стороны, а гражданские костюмы, которые заключенные шарашки надевают на свидание с родственниками, — лишь мнимое возвращение им полноценного социального облика.

И.В. Дорожинская отдельно остановилась на многочисленных деталях костюма, которые несут на себе те или иные приметы времени. Подобные детали не только свидетельствуют о прошлом героев, но и отражают их статус и влияют на восприятие окружающих. Особое место здесь занимают детали костюма Сталина.

Докладчица подробно проанализировала изображения женской одежды: от старого шерстяного платка со стёршимся ворсом на голове Натальи Павловны Герасимович до роскошных платьев дочерей прокурора Макарыгина. Многообразие женских платьев по своему раскрывает образы героинь, а порой становится значимой деталью в изображении события (платье Симочки в день свидания с Нержиным). Описания костюма способны подчеркнуть символическое значение сцены, например, контраст роскошных платьев жены и дочери Макарыгина и телогрейки с вылезшей ватой, в которую одета заключённая, в главе «Женщина мыла лестницу». Наиболее подробно женский мир конца 1940-х годов представлен в «стромынских» главах, где, с одной стороны, описан будничный женский костюм, с другой — немало говорится о нарядных платьях.

Речь шла и о многочисленных приметах времени, отразившиеся в описаниях костюмов. Докладчица проанализировала, как отношение к вещам, аккуратность или небрежность в одежде помогают подчеркнуть те или иные черты характера героя или, наоборот, выявить контраст внешнего и внутреннего в человеке.

Таким образом, заключила И.В. Дорожинская, детали костюма в романе «В круге первом» являются не только средством характеристики персонажей, но и важнейшим способом организации смысловых пластов произведения.

 

 

Г.А. Тюрина

 

В заключение заседания Г.А. Тюрина рассказала о двух прошедших недавно зарубежных мероприятиях, посвящённых изучению творчества А.И. Солженицына.

 

Татьяна Кучинко

 

 

Фото Людмилы Голубинской