Семинар, посвящённый творчеству А.И. Солженицына. Доклад Е.В. Ивановой


23.04.2012


 Ирина Мелентьева. Семинар, посвящённый творчеству А.И. Солженицына. Доклад ведущего научного сотрудника ИМЛИ РАН Е.В. Ивановой «А.И. Солженицын: реальность и вымысел»

 

Семинар, посвящённый творчеству А.И. Солженицына.

Доклад ведущего научного сотрудника ИМЛИ РАН Е.В. Ивановой
«А.И. Солженицын: реальность и вымысел»

Евгения Викторовна Иванова

4 апреля 2012 г. состоялся очередной семинар отдела по изучению наследия А.И. Солженицына Дома Русского Зарубежья, на котором с докладом «Солженицын: реальность и вымысел» выступила ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, доктор филологических наук Евгения Викторовна Иванова.

Основным в докладе был вопрос о том, как выстраиваются в произведениях Солженицына отношения действительности и вымысла.

По мнению Е.В. Ивановой, уникальность отношения Солженицына к реальности проявляется в его способности проникать в сокровенный смысл фактов. Факт и вымысел в текстах писателя вступают в новые для художественной литературы отношения — отношения дополнительности: художественное и документальное в произведении проверяют и дополняют друг друга. Фактическое свободно перетекает в художественное, и этим определяется двуединая, художественно-документальная, природа произведений. Что помогло Солженицыну сплавить эти две стихии? Связующим звеном между документальностью и художественностью служит биография писателя. Почти все произведения Солженицына можно расположить «вокруг» его биографии; также построены статьи и литературные мемуары («Не оставляет место биографу», — сердились современники).

Ещё одной важной особенностью творческого подхода Солженицына к действительности, отмечает Е.В. Иванова, является соединение и сгущение однородных фактов, что придаёт художественному произведению убедительность, равную научной. Такова, например, архитектоника «Архипелага ГУЛАГа»: «опыт художественного исследования» полностью построен на свидетельствах очевидцев и от традиционного документального исследования отличается тем, что почти все эти воспоминания носят в нём устный характер. Сам образ Архипелага — обобщение судеб, голос реальности, голос самих жертв. Для иллюстрации принципа взаимодействия солженицынского текста и читателя Е.В. Иванова использовала образ сжатой пружины, которая разжимается в сознании читателя.

После доклада несколько слов о мемуарном жанре, автобиографической прозе, месте автора в произведении сказал известный петербургский филолог профессор, доктор филологических наук Б.В. Аверин. Затем с продолжительной речью, не имеющей отношения к теме доклада, выступил В.О. Осипов, представившийся биографом М.А. Шолохова, писателем и бывшим издателем.


Б.В. Аверин, Е.Ц. Чуковская

Б.В. Аверин, Е.Ц. Чуковская, Н.Д. Солженицына, И.Е. Мелентьева

В заключение Г.А. Тюрина, руководитель отдела по изучению наследия А.И. Солженицына, напомнила о том, что в последнюю неделю апреля состоится награждение лауреата Литературной премии Александра Солженицына 2012 г., писателя Олега Павлова, и в связи с этим показала фрагменты видеозаписи прошлогодней церемонии награждения лауреата 2011 года — Елены Цезаревны Чуковской.

Фотографии Олега Паршина


 

Возврат к списку