casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu

Солженицын: «Мы умрем, а искусство останется»

 Ольга Бугрова. Солженицын: «Мы умрем, а искусство останется»

Ольга Бугрова

Солженицын: «Мы умрем, а искусство останется»

(Радио «Голос России». 2011. 3 авг.;
http://rus.ruvr.ru/2011/08/03/54130866.html)

 


Фото: РИА Новости

Этими словами выдающийся русский писатель лауреат Нобелевской премии некогда закончил свою Нобелевскую речь.

Ровно три года назад, 3 августа 2008 года, закончился земной путь Александра Солженицына. Сегодня его искусство, включая особое искусство жить, невзирая на тяготы судьбы, является предметом серьезного внимания и в России, и за рубежом.

Истинное значение великого человека познается лишь со временем, и к судьбе наследия Александра Солженицына эта аксиома имеет самое прямое отношение. Оно изучается все глубже во всем мире. Только в этом году в России и вне России состоялось несколько крупных мемориальных событий. Так, в июне во французском Экс-ан-Провансе прошла международная конференция с названием «Александр Солженицын: активный деятель эволюции России и мира». Ее участники, кстати, имели возможность приобрести книги писателя, переведенные на французский язык. А меньше чем через месяц в Великобритании и США, впервые на английском, появится сборник позднейших произведений Солженицына «Абрикосовое варенье и другие рассказы» («Apricot Jam and Other Stories»).

 Есть и еще одно свидетельство международного интереса к личности и творчеству Александра Солженицына. Это вышедшая весной книга о писателе с подзаголовком «Мыслитель, историк, художник», в которой собраны статьи исключительно зарубежных критиков. Центральным объектом их исследований стал главный труд Солженицына — документально-художественная эпопея о времени сталинских репрессий «Архипелаг ГУЛАГ». Многие западные литературоведы убеждены, что это главная книга и всего XX века. Наконец, буквально в эти дни (с 14 мая по 16 октября) в Женеве работает масштабная выставка, посвященная Александру Солженицыну и представляющая немало раритетов. В том числе  литературные рукописи, даже первые, детские, а также личные вещи, которые сопровождали писателя и в его лагерной жизни политического заключенного, и в годы пребывания за рубежом после высылки из СССР, и в самые последние дни в собственном подмосковном доме.

Интерес к Солженицыну, как замечают сегодня многие, определяется не одним лишь масштабом его наследия — художественного, публицистического, эпистолярного, составляющего не менее 30 томов. «Солженицын велик и тем, что из невероятного материала XX века смог сотворить еще одно «произведение» — свою жизнь», — считает литературовед Павел Басинский. Эта мысль, можно с уверенностью сказать, не покидает читателей первой биографии Александра Солженицына, написанной  на русском языке. Ее автор  — Людмила Сараскина — на протяжении 13 лет работы над жизнеописанием регулярно встречалась со своим «героем» и в интервью «Голосу России» вспоминает об Александре Солженицыне прежде всего как о человеке непрерывного труда.   

«Он был трудный человек, но к нему ключик — это работа,  — говорит Людмила Сараскина.  — Если бы я к нему приходила и если бы задавала ему вопросы — «расскажите про свое детство» или «расскажите про маму», то никакого бы успеха не имела, и толкового общения не было бы. Но когда он видел, что ты приходишь не «попрошайкой» — «дайте-расскажите, расскажите-дайте», — а уже с чем-то, что тобой сделано, он абсолютно иначе смотрел на тебя. Потому что он был «рабочий человек». И вот это самый, пожалуй, главный вывод, который я о нем сделала. Знаете, я была членом жюри его литературной премии. И больше всех, лучше всех, подробнее всех всё, что поступало на премию, прочитывал он, а не мы, которые имели больше времени и были моложе и здоровее. Он приезжал, пока мог ходить, на мероприятия в созданный им в Москве Дом Русского зарубежья и очень активно продолжал писать: у него есть тексты, написанные буквально в последние полгода жизни. Вот это качество работы, дотошность, уважение к чужому труду, которые он проявлял, для меня все это — незабываемая память о нем».

Работоспособность и даже какое-то феноменальное упорство в работе, которые  были присущи Александру Солженицыну, отмечали очень многие. Одни с восхищением, другие с раздражением и завистью. А знаменитый кинорежиссер Александр Сокуров, посвятивший Александру Солженицыну большой документальный фильм, видел в его ежедневном труде высший смысл, который необходимо воспринять в качестве духовного завещания. Режиссер представляет писателя, как… лесника, который «изучает, охраняет и расчищает территорию». «В моем представлении Александр Солженицын — лесник, и вот в этом «лесу» он много успел сделать, — говорит Александр Сокуров. — Далеко не во все стороны леса мы заходили и многого еще не видели. Когда же дойдем до самых отдаленных участков, мы увидим, что Солженицын здесь уже был: поляну расчистил, под упавшими деревьями восстановил тропинки, а на берегах лесных озер закрепил мостки, да еще и с перилами, чтобы человек осторожно спустился в чистую воду. И вот свежо и солнечно вокруг — только деревья и птицы…»