casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu
bostancı escort kadıköy escort ataşehir escort
kadıköy escort çekmeköy escort
BDSM XXX Mistress treats her sub boy to a blowjob Indian Desi Aunty XXX Hardly Sex MMS Video Xxx hot tamil village couple hot fuck hindi porn

Кинорежиссер Сергей Мирошниченко: «Когда раздался звонок от Солженицына, я не поверил»

Виктор Борзенко

Кинорежиссер Сергей Мирошниченко:
«Когда раздался звонок от Солженицына, я не поверил»

 

Сегодня исполняется год со дня смерти Александра Солженицына – выдающегося гражданина и писателя. Он не любил суеты и, будучи уже в преклонном возрасте, продолжал много работать. Не раз телевизионщикам и режиссерам он отказывал в съемках, ссылаясь на занятость, однако с кинодокументалистом Сергеем Мирошниченко у него сложились тесные отношения. И сегодня кадры, снятые режиссером, представляют ценный материал для почитателей творчества Александра Исаевича. В канун годовщины смерти писателя Сергей МИРОШНИЧЕНКО рассказал «Новым Известиям» о своем знакомстве с Солженицыным, а также о том, что волновало его в последние годы жизни.

 

— Сергей Валентинович, вы много снимали Солженицына. Но, наверное, как и все, открывали эту личность постепенно?

— Предыстория нашего знакомства была такой. В 1979 году во ВГИКе одна из замечательных педагогов дала нам с приятелем книгу «Архипелаг ГУЛАГ»… До этого я читал «Один день Ивана Денисовича» и «Раковый корпус», отпечатанный на машинке. И вдруг «Архипелаг ГУЛАГ», который был в нашем распоряжении всего одну ночь. Поначалу мы растерялись даже: прочитать ведь не успеешь, а книга очень ценная… Поэтому пришла мысль, что ее надо переснять на фото. И всю ночь мы фотографировали страницу за страницей. А потом, когда снимки были напечатаны и переплетены, получилась книга толщиной в полметра. Несмотря на объем, ее жадно читали не только мы, но и друзья.

— А потом ведь состоялась ваша встреча в Америке?

— Не совсем так. В 1980-е годы мы, документалисты, были приглашены в США – показывали свои картины в различных университетах, в том числе и в Вермонте. Там я осторожно сказал, что хотел бы посмотреть, где живет Солженицын. Мое желание было воспринято довольно странно, поскольку в то время еще мало кто ездил к Солженицыну. Видимо, сопровождающие нас лица не хотели лишних проблем, ведь Александр Исаевич много критиковал Горбачева и перестройку. Но все же я побывал в Кавендише – местечке, где жил Александр Исаевич, и познакомился там с хозяином книжного магазина, библиографом, который был связан с Солженицыным, доставал для него книги. Правда, там же оказалось, что писатель принять нас не может: много работы.

— И вы повернули назад?

— Нет, наоборот. В то время много рассказывали, что свой дом в Америке Солженицын окружил колючей проволокой и вышками, оградил себя от внешнего мира и посадил в лагерь. Когда мы по лесной дороге подъехали к дому, оказалось, что все это выдумки. Ничего необычного в облике дома не было. Никаких колючих проволок, никаких прожекторов. Разве что ворота стояли далековато от дома, чтобы хозяин мог видеть, кто приехал. Но рваться туда я не стал. Там рядом была горная речка, спустился на берег, достал бутылочку, привезенную из России, и выпил с приятелем по рюмке водки за здоровье Солженицына. А библиографу я оставил свои фильмы, которые он позже передал писателю.

— И все-таки как вы познакомились с Александром Исаевичем?

— Несколько лет спустя мне потребовалась информация по делам заключенных, и я обратился от своего имени в Фонд Солженицына. И вдруг рано утром, когда я перед работой принимал душ, раздался телефонный звонок. Жена говорит: «Тебе звонит Солженицын». Я подумал, что она шутит, но взял трубку, услышал голос Александра Исаевича и… замер. Так мы познакомились. А потом это переросло в более тесные отношения: в последние лет десять я не раз снимал его жизнь на пленку.

— Считается, что у него были непростые отношения с режиссерами: например, многим он отказывал в съемках…

— Наверное, отказывал в силу разных причин (все-таки, с утра до вечера был погружен в работу), но, во всяком случае, он был человеком, который выбирал честных людей. В свое время пригласил Александра Николаевича Сокурова. И тот снял замечательную ленту, которая теперь имеет огромную историческую ценность. Там много размышлений и о литературе, и о жизни, и об истории… Я тоже старался снять Солженицына максимально многогранно. Но приходить к нему с пустыми разговорами считал преступлением. Хотя были такие люди, которые задавали самые банальные вопросы, и Александр Исаевич отвечал, потому что был очень добрым человеком. Я же считал своим долгом прийти с какими-то решениями, со своими мыслями… И еще был один важный момент. Целый ряд режиссеров, когда снимали Солженицына, тоже присутствовали в кадре. Я думаю, что это неправильно, даже если считаешь себя очень талантливым и удивительным человеком. В будущем эта пленка станет хроникой, и твое присутствие на ней вовсе не обязательно. Кстати, Солженицын хорошо разбирался в кино. У него были и замечательные сценарии, например, фильм по одному из них должен был снять Анджей Вайда. Но потом что-то не срослось, и режиссер отказался от съемок.

— Лауреат премии Солженицына Евгений Миронов рассказывал нашей газете о том, что у Александра Исаевича всегда было колоссально мало времени. В Америке их с супругой называли врагами обедов, потому что они считали – нельзя рассиживаться…

— Это очень хорошая черта, которая, к сожалению, слабо развита у русских людей.

— У вас в фильме «Жизнь не по лжи» тоже есть эпизод про время, где писатель показывает настольные часы в виде коробочки…

— Да, Александр Исаевич показывал эту коробочку всем, в том числе и президенту, подчеркивая, что время ограничено.

— Я знаю, он просил вас как кинорежиссера, чтобы картина не была упаднической…

— Потому что он настоящий мужчина. Ведь не каждый способен на то, чтобы в 54 года появился первый сын, а потом второй и третий. Для этого нужно быть мачо. Кроме того, завоевать такую красавицу, как Наталья Дмитриевна, тоже непросто. Она женщина удивительного характера, воли и ума. И конечно же, в кадре он хотел оставаться сильным, победителем. Он привык побеждать. А как – все прекрасно знают…

— В ваших картинах Солженицын довольно смело говорит о нынешней жизни, но множество ценных мыслей, мне кажется, прозвучали словно в пустоту, хотя в них содержатся ответы на многие важные вопросы…

— Да, Александр Исаевич много рассуждал, например, об олигархах. И сейчас, в период кризиса, не мешало бы снова услышать его размышления. По-моему, и само слово «олигарх» вошло в обиход именно с его подачи. Впервые он употребил его в статье «Как нам обустроить Россию». Слово-то, конечно, давнишнее, но только после Солженицына так стали называть власть имущих бизнесменов, тех, кто обладает огромными состояниями… Он вообще удивительный словотворец – писатель, который вводил в оборот новые понятия. А сколько открытий он сделал по поводу революции 1917 года в России?!

— Если не ошибаюсь, больше полувека он собирал этот материал…

— Да, и в Вермонте продолжал систематизировать его. Я, кстати, приезжал туда, когда Александр Исаевич жил уже в Москве. Вместе с его сыном Степаном мы ходили по дому. Я видел библиотеку. Я был в домике, где работал писатель, и даже переночевал там. Перед съемками мне важно было почувствовать атмосферу. Кстати, там была настоящая лаборатория, в которой Солженицын работал над таким огромным трудом, как «Красное колесо». Я внимательно прочитал это произведение и считаю, что оно недооценено обществом. Вообще мы нетрудолюбивы, и прочитать большое произведение для нас теперь уже огромный труд. Даже «Войну и мир» не могут читать. «Идиот» Достоевского и «Дон Кихот» Сервантеса читают с трудом… Но все, кто хотел бы знать, что такое Февральская революция и где истоки наших бед, им я рекомендую «Красное колесо». Сейчас это особенно актуально, потому что наше общество постоянно шатается от олигархии к революции. Знаете, у нас такие качания маятника, которые четко зафиксировал Солженицын. А сейчас очень много предпосылок для потрясений в обществе. И особенно внимательно надо смотреть за тем, чтобы эти потрясения не произошли. Ведь когда забываешь о таких великих ценностях, как любовь, дружба, искренность, честность, и живешь только ради золотого тельца, то твоя жизнь становится бессмысленной… Солженицына, к сожалению, больше нет. Его живое слово не звучит. Оно не будет звучать и по каждому поводу, хотя в его произведениях есть ответы на многие, многие вопросы. Но к ним обращается не так много людей, как хотелось бы. Ведь нам нужно все разжевать, как в детском саду, чтобы все время кто-то говорил: «Этого делать нельзя». Или: «Сюда не ходи». Мы никак не можем повзрослеть и стать умнее.

— Кстати, еще не опубликованы дневники Солженицына, в которых содержатся ценнейшие мысли о современной России…

— Я думаю, что его дневники – это богатое наследие для нашего общества. Хорошо бы обнародовать те части, которые можно…

— В прошлом году после смерти Александра Исаевича вы принимали участие в передаче на «Эхе Москвы». Мне запомнилась реплика радиослушателя, который позвонил в студию и сказал: «А что, собственно, Солженицын сделал для России?» Таких людей очень много, и никакими фильмами не объяснить, кого в прошлом году потеряла наша страна…

— Я отвечу издалека. Александр Исаевич для меня и для людей всего мира зафиксировал одну важнейшую вещь. Если общество развивается в такой тоталитарной форме, в какой развивалось у нас, – это приводит к геноциду собственного народа. В любом случае там, где будут появляться черты тоталитарного общества, там всегда в противовес будет возвышаться слово Солженицына, нравится это кому-то в России или не нравится. Всегда будут перечитывать его «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо», «Один день Ивана Денисовича», чтобы найти истоки нашей болезни. А эту болезнь Александр Исаевич блестяще изучил и обнажил как художник. Я думаю, вот в этом его главная заслуга. Кроме того, он показал, что человек и народ способны бороться с огромной тоталитарной системой. Нельзя стоять на коленях. На коленях стоят рабы. И, по убеждению Солженицына, даже в тяжелых тоталитарных условиях можно быть социально активным, чтобы не превратиться в раба. А еще он верил в Бога и очень торопился завершить хотя бы часть своих трудов.