casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu

Александр Филиппенко. «Солженицын мне написал: попутного ветра»

 Александр Филиппенко. «Солженицын мне написал: попутного ветра»

 

Александр Филиппенко

«Солженицын мне написал: попутного ветра»

Беседу вела Елена Милиенко
(Театрал. 2016. URL: http://www.teatral-online.ru/news/15103)

 

За моноспектакль по Солженицыну «Один день Ивана Денисовича» Александр Филиппенко в 2009 году удостоился самой массовой премии зрительских симпатий «Звезда Театрала». Первой сценической площадкой спектакля послужил Овальный зал Библиотеки иностранной литературы, затем были гастроли по всей стране и временное пристанище в театре «Практика». Сейчас спектакль обретает новую жизнь, поскольку его приютил у себя Театр имени Моссовета...

 

 

— Показ назначен на 9 февраля, — говорит Александр Филиппенко, — и дата выбрана неслучайно. В этот день в 1945 году на фронте был арестован капитан Александр Солженицын, впоследствии разжалован и приговорен Особым совещанием к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и ссылке по окончании срока заключения. Причиной послужило письмо к другу, в котором Солженицын покритиковал советский строй. Цензура прочитала письмо и сочла его преступным.

 

— Помните, как открыли для себя Солженицына?

 

— Это имя не нужно было открывать. Он появился сразу для всех после публикации в 1962 году в журнале «Новый мир» (это было как вспышка молнии). И я, прочитав «Один день Ивана Денисовича», пережил потрясение, как и каждый читавший, — понял, что живу в одно время с классиком. И повесть его — из разряда тех книг, которые должны быть в домашней библиотеке.

 

— Поэтому вы с годами и выбрали «Ивана Денисовича» для постановки?

 

— Здесь все получилось неожиданно. Мне позвонила директор Библиотеки иностранной литературы Екатерина Юрьевна Гениева и предложила поучаствовать в интересном проекте: наша и чикагская публичные библиотеки обсуждают одну книгу. Сначала был Фолкнер, а теперь читатели выбрали «Один день Ивана Денисовича», и Екатерина Юрьевна просит меня прочесть на заключительном вечере отрывки из повести. Я сразу сказал: «Да». И тут же позвонил Давиду Боровскому, с кем был прекрасно знаком по моей работе на «Таганке» в начале 70-х.

Мы встретились с ним ночью в Овальном зале, походили, все осмотрели. Вдруг Давид говорит: «Давай рояль колючей проволокой обмотаем». Потом посмеялся и предложил мне читать на фоне большой, три на четыре метра, карты ГУЛАГа. Перед картой стоит табуретка, на ней бутылка от кефира и в ней как букет — три колючие проволоки. А еще предупредил: «Александр, только никаких бушлатов. Ты будешь читать в костюме тройка».

 

 

— И вы последовали совету художника?

 

— Конечно, и всегда играю этот спектакль в классическом костюме. А придуманная Боровским карта ГУЛАГа, испещренная черными точками, разбросанных по всей стране лагерей, — это основа в моем спектакле. Но вот совместной работы с Давидом у нас, к сожалению, не получилось. Это был 2006 год — вскоре после нашего с ним разговора Давид уехал в Колумбию на открытие своей персональной выставки и там умер. В моей записной книжке стояла дата встречи с ним, которая, к сожалению, совпала с поминками. Но несмотря на эту ужасную потерю, я сыграл «Ивана Денисовича» в Библиотеке иностранной литературы. Это был большой официальный вечер с последующим обсуждением произведения. На вечер пришла Наталья Дмитриевна Солженицына, и мы проговорили с ней целый час. Между нами состоялся чудесный разговор. И я думаю, что Наталье Дмитриевне понравилась постановка, потому что она и потом не раз приходила на спектакль и даже давала советы, как найти ключ к точному образу Шухова. Например, сказала: «Александр, меньше графики, больше акварели. У Шухова нет готовности к восстанию. Внутреннее смирение, но при глубоком чувстве достоинства. Вы знаете, у него такое «тихое достоинство». Ковыль клонится, но не ломается. Не хитрить — вот это важно. Чистая радость, не ястребиная. Незлобливость, незлопамятность».

Я ответил Наталье Дмитриевне, что наш ректор Щукинского училища Борис Евгеньевич Захава в свое время поставил бы за это зачет по режиссуре. А вот Александр Исаевич, к моему сожалению, спектакль не видел, но передал через Наталью Дмитриевну мне книгу с автографом: «Александру Георгиевичу Филиппенко — попутного ветра! 25 мая 2006 года».

 

— Как публика реагирует на вашу постановку?

 

— Как только спектакль появился в моем репертуаре, из разных городов стали звонить. Все хотели услышать слово Солженицына. И сегодня хотят. Очень памятной для меня была поездка в мемориальный музей-лагерь «Пермь-36», где в свое время сидели политические заключенные. В то время там много сохранилось: реальная пилорама, реальная зона, вышки, бараки и колючая проволока. И когда я говорил текст Солженицына: «…А вот от тех дальних вышек пока часовой дотопает…» — и показывал рукой, а там действительно реальная вышка. И это усиливало драматический эффект.

Иногда казалось странным, что зрители на этом спектакле смеются. Но ведь там и в тексте уже был заложен определенный посыл, вчитайтесь. А я, как рыбак, «вожу» зрителей по тихим заводям, а потом внезапно — хлоп! — и вы у меня «на крючке». Юмор сменяется болью за человеческую судьбу, загубленную в сталинских лагерях… И всегда в финале все встают, как в минуту Памяти.

 

 

— А постоянной прописки у «Ивана Денисовича» никогда не было?

 

— Постоянной площадки у спектакля не было, пока однажды я не предложил Эдуарду Боякову «пригреть» у себя в театре «Один день Ивана Денисовича». Так спектакль на время обрел свой дом в «Практике». В те годы это был очень популярный молодежный театр, куда приходили родители и приводили своих детей. И вот однажды уже после спектакля пришел сын Давида Боровского Александр, тоже художник. Я начал прогон для него одного. Через пять минут он все остановил и придумал свое фантастическое световое оформление спектакля. За что ему отдельное спасибо. И все шло легко и спокойно, но «Иван Денисович», возникший совершенно неожиданно, точно таким же неожиданным образом вдруг снова оказался бездомным.

 

— Но все-таки вы нашли силы и добились того, чтобы у спектакля появился новый дом?

 

— Силы мне дала Наталья Дмитриевна, вернее ее фраза: «Александр, поймите, Иван Денисович всё по лагерям, да по лагерям. Всё бездомный. Найдите ему дом». И теперь благодаря «Дому русского зарубежья имени Александра Солженицына» и Театру имени Моссовета наш «Иван Денисович» обрел свой дом — уютную сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета. Приходите на спектакль. Я буду рад видеть умные и родные лица своих зрителей.