Людмила Кулакова. Уроки по Солженицыну («Архипелаг ГУЛАГ»)
Людмила Кулакова Издан
«школьный вариант» знаменитого романа «Архипелаг ГУЛАГ». В конце августа 2009
года министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ о
включении романа А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в обязательный минимум
школьной программы по литературе. Приказ этот известен каждому учителю-словеснику,
поскольку является рекомендацией к началу изучения романа на учебных занятиях
по литературе в старших классах. Прошел год, в течение которого женой, другом и
литературной соратницей писателя, Натальей Дмитриевной Солженицыной, была
проделана огромная работа по адаптации сложнейшего, насыщенного документальными
сведениями и фактологическим материалом произведения к школьному изучению. Не
случайно роман считается одним из самых капитальных трудов его автора.
Солженицынский «Архипелаг» отражает трагический опыт русской истории,
развенчивает тоталитарную власть сталинской эпохи. До сих пор школьники
знакомились с творчеством А. Солженицына через обращение к рассказу
«Матренин двор» и повести «Один день Ивана Денисовича». Казалось бы, этого
вполне достаточно, потому что, научив понимать смысл фразы «Не стоит село без
праведника» и показав суть превращения человека в «лагерную пыль», уже можно вызвать
интерес к личности и творчеству писателя, подвигая тем самым к желанию самостоятельно
открывать его для себя дальше. 28 октября сокращенное издание «Архипелага» Н.Д. Солженицына
лично представила в редакции «Российской газеты». На презентацию пришли
студенты-филологи, учителя, актеры, сыгравшие в кино солженицынских героев из
романа «В круге первом», политики, книгоиздатели. По словам корреспондента «Российской
Газеты» Марии Агранович «презентация книги вышла за рамки формата и превратилась
в настоящий совет экспертов». Невозможно не согласиться с тем, что перед
учителями литературы задача не из простых. Как преподнести, как преподать это
масштабное произведение, которое сам автор назвал опытом художественного
исследования, касающимся периода с 1918 по 1956 год? Вопросов много: как дети
будут читать, что они поймут и что должны понять, воспримут ли современные
молодые люди эту книгу, нужна ли специальная подготовка учителей для работы с
книгой на уроке и так далее. Читая интервью с Н.Д. Солженицыной («Один урок
Александра Солженицына», «Российская газета» от 28.10.2010) о ее работе над
однотомником, я вспомнила о том, как открыла для себя этот роман. Известно, что
книга впервые опубликованная в 1974 году, переведенная на 40 (даже более, чем
на 40) языков, для широкого отечественного читателя была практически недоступной.
В 1989 году, в перестроечные времена, на страницах журнала «Новый мир»
появились первые главы «Архипелага». Конечно, это было и откровением, и
потрясением одновременно. Мы читали роман в очередь, жадно, обсуждали
содержание с коллегами, с нетерпением ждали очередной журнальной книжки с
продолжением публикации. Роман оставлял глубокий след и в душе, и в сознании. Я
до сих пор храню номера журнала с первой публикацией, которая предварялась
предисловием Сергея Залыгина, известного советского писателя, тогдашнего
редактора журнала. Мне кажется, размышляя над тем, для чего нужно изучать
Солженицына, можно сослаться на его слова: «Александр Солженицын нам нынче
попросту необходим — мы должны его знать и слышать, а не знать и не слышать не
имеем ни морального, ни умственного права». Что касается специальной подготовки
учителей, думаю, она должна выглядеть так: нужно прочитать роман не в сокращенной
версии для старшеклассников, а полностью все 3 тома. Пропустить его события
через себя, пережить их, переболеть ими, потому что роман бередит душу, взывает
к совести, увековечивает память о миллионах людей, принявших нечеловеческие
муки и жесточайшие страдания. Только потом можно и нужно идти на урок. Мне
кажется, что ребята должны почувствовать отношение учителя и к самому историческому
факту, и к тому, как он отражен в романе писателем. С наскока, пользуясь критическими
статьями и отзывами, не осилить романа и не увлечь учеников. Наши дети не
должны вырастать Иванами, не помнящими родства. Знать историю своей родной
страны мы все должны уже потому, что родились в России. А.И. Солженицын
посвятил «Архипелаг ГУЛАГ» всем тем, «кому не хватило жизни об этом
рассказать». Дай Бог, чтобы нам хватило жизни узнать и помнить об этом!
Уроки по Солженицыну («Архипелаг ГУЛАГ»)
Кулакова Л. Уроки по Солженицыну;
http://verhneuralsk.bezformata.ru/listnews/uroki-po-solzhenitcinu/258087)