casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
casibom
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler

Андрей Гусев. Прочитать «Архипелаг ГУЛАГ»

 Андрей Гусев. Прочитать «Архипелаг ГУЛАГ»

Андрей Гусев,
учитель, Москва

 

 

 

 

Прочитать «Архипелаг ГУЛАГ»

(Подготовлено на основе материала:
Гусев А. Горькое лекарство;
http://www.echo.msk.ru/blog/angusev/722671-echo)

 

Литература — это художественное отражение времени. «Архипелаг ГУЛАГ» — его мрачная констатация, мрачная летопись крупнейшего геноцида ХХ века.

Для отображения кровавого, не получившего еще окончательной исторической оценки периода нашей жизни не потребовалось особых литературных приемов: метафор, аллегорий. Достаточно было просто рассказывать, приводить документальные свидетельства. Жизнь внутри и вокруг ГУЛАГа оказалась красноречивее любых метафор.

Включение в школьную программу книги «Архипелаг ГУЛАГ», знакового произведения русской литературы XX века, надеюсь, станет ключевым моментом для всего нашего общества.

Со школой все прозаичнее. Очевидно, что, учитывая объем, пусть даже и сокращенной версии, далеко не все учащиеся самостоятельно осилят это произведение. Конечно, многое придется делать учителю: рассказывать и пересказывать, давать на уроке выборочные отрывки в зависимости от уровня класса, степени его подготовленности. Ведь важно, не то, прочитает или не прочитает данную книгу класс, а то, что расширятся границы вовлеченности общества в эту книгу.

Не только школьники будут причастны к «Архипелагу ГУЛАГу». У школьников есть родители. Разумеется, совершенно необязательно, что они непременно возьмутся за Солженицына, но так или иначе соприкоснутся с произведением. Кроме того, вокруг книги, целесообразности ее преподавания в школе развернутся широкие дискуссии. А, значит, границы вовлеченности вновь расширятся.

Да, именно границы вовлеченности! Популяризация произведения (только не самого названия, а идеи) станет столь необходимым обществу лекарством здравого смысла. Ведь каждая глава книги, каждая ее страница — это горькое лекарство от насилия, тоталитаризма, абсолютизации власти, молчаливого согласия и безволия. Лучше всего принять это лекарство, не морщась и не отворачиваясь, целиком. Набраться терпения и мужества и прочитать «Архипелаг ГУЛАГ». Но можно принимать и по частям: по главам, по абзацам. Лекарственное действие все равно будет происходить. Не сразу, постепенно, потому что после прочтения этой книги невозможно остаться равнодушным. Невозможно закрыть глаза и уши и сказать себе, что все это неправда. Невозможно уже смотреть на фигуры советских вождей без чувства омерзения. Невозможно положительно оценивать вседозволенность спецслужб. Невозможно надеть розовые очки и остаться в стороне. И невозможно молчать.

Вспомним, что сама система ГУЛАГа была возможна только благодаря молчаливому согласию страны. «Замордованная воля» — вот как характеризует писатель состояние советского общества, самой отличительной чертой которого является рабская психология. Ну, разве это не остается актуальным и по сей день?

Да, ГУЛАГ был построен нашими руками, с молчаливого согласия всего общества. Все знали про него и безо всяких газет, только цензура была так глубока, что боялись говорить даже на кухне, даже в постели!

ГУЛАГ остается внутри нас, пока жива в нас самих эта рабская психология. Поэтому-то и надо говорить об этом с детьми на уроках литературы, изучая Солженицына. Читать отрывки из «Архипелага ГУЛАГа» и не охать да возмущаться, обращая внимание на «перегибы сталинского руководства», а устанавливать причинно-следственные связи.

Нужно помнить, что до сих пор мы не дали исторической оценки той эпохе, у нас не было ни десталинизации, ни деленинизации. Мы до сих пор не назвали деяния политических фигур того времени преступными. Поэтому, чтобы ГУЛАГ не повторился, надо говорить и о настоящем, о последствиях репрессий, о «замордованной воле», которая, мутируя, словно вирус, живет в нас как страшное наследие не ушедшей еще эпохи.

Рабство в головах. Германия нашла в себе силы и мужество признать свою вину за фашизм и выбросить Гитлера в помойку, как омерзительнейшее из явлений. Мы же по непонятным причинам всячески оберегаем имена Ленина и Сталина, затеявших многомиллионный геноцид собственного народа.

Надеюсь, горькое лекарство — введенная в программу книга Солженицына – поможет нам сделать важный исторический шаг, без которого мы так и будем пребывать в состоянии постимперских иллюзий, — дать официальную оценку деятельности советских вождей.

Это шаг в будущее. А для него надо, для начала, прочитать «Архипелаг ГУЛАГ», принять горькое лекарство. Сладкие пилюли нам не помогут, для осознания произошедшего нужна суровая правда.

В противном случае мрачный летописец крупнейшего геноцида XX века может оказаться предсказателем будущего. И виноваты в этом будем мы сами.