Андрей Гусев. Прочитать «Архипелаг ГУЛАГ»
Андрей Гусев, Литература — это
художественное отражение времени. «Архипелаг ГУЛАГ» — его мрачная констатация,
мрачная летопись крупнейшего геноцида ХХ века. Для отображения
кровавого, не получившего еще окончательной исторической оценки периода нашей
жизни не потребовалось особых литературных приемов: метафор, аллегорий.
Достаточно было просто рассказывать, приводить документальные свидетельства.
Жизнь внутри и вокруг ГУЛАГа оказалась красноречивее любых метафор. Включение в
школьную программу книги «Архипелаг ГУЛАГ», знакового произведения русской
литературы XX века, надеюсь, станет ключевым моментом для всего нашего общества. Со школой все
прозаичнее. Очевидно, что, учитывая объем, пусть даже и сокращенной версии,
далеко не все учащиеся самостоятельно осилят это произведение. Конечно, многое
придется делать учителю: рассказывать и пересказывать, давать на уроке выборочные
отрывки в зависимости от уровня класса, степени его подготовленности. Ведь
важно, не то, прочитает или не прочитает данную книгу класс, а то, что
расширятся границы вовлеченности общества в эту книгу. Не только
школьники будут причастны к «Архипелагу ГУЛАГу». У школьников есть родители.
Разумеется, совершенно необязательно, что они непременно возьмутся за
Солженицына, но так или иначе соприкоснутся с произведением. Кроме того, вокруг
книги, целесообразности ее преподавания в школе развернутся широкие дискуссии.
А, значит, границы вовлеченности вновь расширятся. Да, именно границы
вовлеченности! Популяризация произведения (только не самого названия, а идеи)
станет столь необходимым обществу лекарством здравого смысла. Ведь каждая глава
книги, каждая ее страница — это горькое лекарство от насилия, тоталитаризма,
абсолютизации власти, молчаливого согласия и безволия. Лучше всего принять это
лекарство, не морщась и не отворачиваясь, целиком. Набраться терпения и мужества
и прочитать «Архипелаг ГУЛАГ». Но можно принимать и по частям: по главам, по
абзацам. Лекарственное действие все равно будет происходить. Не сразу,
постепенно, потому что после прочтения этой книги невозможно остаться
равнодушным. Невозможно закрыть глаза и уши и сказать себе, что все это
неправда. Невозможно уже смотреть на фигуры советских вождей без чувства
омерзения. Невозможно положительно оценивать вседозволенность спецслужб.
Невозможно надеть розовые очки и остаться в стороне. И невозможно молчать. Вспомним, что сама
система ГУЛАГа была возможна только благодаря молчаливому согласию страны.
«Замордованная воля» — вот как характеризует писатель состояние советского
общества, самой отличительной чертой которого является рабская психология. Ну,
разве это не остается актуальным и по сей день? Да, ГУЛАГ был
построен нашими руками, с молчаливого согласия всего общества. Все знали про
него и безо всяких газет, только цензура была так глубока, что боялись говорить
даже на кухне, даже в постели! ГУЛАГ остается
внутри нас, пока жива в нас самих эта рабская психология. Поэтому-то и надо
говорить об этом с детьми на уроках литературы, изучая Солженицына. Читать отрывки
из «Архипелага ГУЛАГа» и не охать да возмущаться, обращая внимание на «перегибы
сталинского руководства», а устанавливать причинно-следственные связи. Нужно помнить, что
до сих пор мы не дали исторической оценки той эпохе, у нас не было ни
десталинизации, ни деленинизации. Мы до сих пор не назвали деяния политических
фигур того времени преступными. Поэтому, чтобы ГУЛАГ не повторился, надо
говорить и о настоящем, о последствиях репрессий, о «замордованной воле»,
которая, мутируя, словно вирус, живет в нас как страшное наследие не ушедшей
еще эпохи. Рабство в головах.
Германия нашла в себе силы и мужество признать свою вину за фашизм и выбросить
Гитлера в помойку, как омерзительнейшее из явлений. Мы же по непонятным
причинам всячески оберегаем имена Ленина и Сталина, затеявших многомиллионный
геноцид собственного народа. Надеюсь, горькое
лекарство — введенная в программу книга Солженицына – поможет нам сделать
важный исторический шаг, без которого мы так и будем пребывать в состоянии
постимперских иллюзий, — дать официальную оценку деятельности советских вождей. Это шаг в будущее.
А для него надо, для начала, прочитать «Архипелаг ГУЛАГ», принять горькое
лекарство. Сладкие пилюли нам не помогут, для осознания произошедшего нужна
суровая правда. В противном случае
мрачный летописец крупнейшего геноцида XX века может оказаться предсказателем
будущего. И виноваты в этом будем мы сами.
учитель, МоскваПрочитать «Архипелаг ГУЛАГ»
Гусев А. Горькое лекарство;
http://www.echo.msk.ru/blog/angusev/722671-echo)