Павел Спиваковский. «Современность — только плёнка на времени». Начало Первой мировой войны в «Августе Четырнадцатого» А.И. Солженицына. Лекция первая Лекция первая Заколдованное пространство. Псевдопасха. Затмение Виктор Аксючиц. «Романы «Красного Колеса» пробуждают чувство сопричастности величайшей трагедии родины» Явление писателя-мыслителя Александра Исаевича Солженицына было провиденциальным для России, — культурная почва, способная породить великую творческую личность, явно жива. Сам писатель говорил о литературной близости ему Льва Толстого, но... Георгий Васюточкин. Петербург Солженицына В канун 300-летия Петербурга о граде Петровом пишут и говорят в исключительно восторженном тоне, а портрет Петра I украшает кабинет президента России. Эндрю Барух Вахтель. Назад к летописям: Солженицынское «Красное Колесо» Вахтель Э.Б. Назад к летописям: Солженицынское «Красное Колесо» / пер. с англ. Б.А. Ерхова // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика: 1974–2008: Сб. ст. / сост. и авт. вступ. ст. Э.Э. Эриксон, мл.; коммент. О.Б. Василевской. М.: Русский путь, 2010. С. 627–647, коммент.: с. 695–696. Сергей Глушков. Сложный образ С противопоставления «правильного» Ленина его «неправильным» последователям от Сталина до Брежнева начиналось так называемое перестроечное мышление, зачинателями которого надо считать Роя и Жореса Медведевых, создавших «марксистское крыло» в диссидентском движении 1970-х годов. Сергей Глушков. Красному Колесу пора остановиться Так уж случилось, что в этом году 11 декабря — день рождения последнего русского классика ХХ века Александра Солженицына — почти совпало с событиями, напомнившими сюжет его главного произведения. Вячеслав Гуськов. Образная система как объект объёмного и динамического воссоздания в эпопее А.И. Солженицына «Красное Колесо» (на примере образа земли) В русской культурной традиции сложилось особое, трепетное отношение к земле. Уже само отражение этого образа в литературе имеет свою отдельную, многовековую историю. Виктор Живов. Как вращается «Красное Колесо» Возвращение Солженицына русскому читателю — почти в полном объеме и со всем тем новым, что было написано в американском далеке, — не может не провоцировать ответную реакцию, тем более при том синтезе художнического видения и публицистической злободневности, которые сами по себе образуют отдельную струю в русском культурном сознании. Алексей Климов. Тема исторической предопределённости в «Августе Четырнадцатого» В пространной рецензии на английский перевод первого издания «Августа» видный американский критик Мэри МакКарти выдвигает парадоксальную мысль, что, несмотря на неоднократно высказанное Солженицыным несогласие с историософскими взглядами Толстого, текст Узла на самом деле... Лев Лосев. Великолепное будущее России Исторические романы, как гласит ходячая мудрость, обычно пишутся, чтобы свести счеты с настоящим. Изредка они действительно изображают события прошлого. Книга Солженицына, заглавие которой отсылает нас на семьдесят лет назад, на самом деле есть книга о будущем.