casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
casibom
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler

Отец Иоанн Привалов. Атомная бомба любви и добра. Беседу вел Алексей Евстигнеев

 Отец Иоанн Привалов. Атомная бомба любви и добра. Беседу вел Алексей Евстигнеев

Отец Иоанн Привалов

Атомная бомба любви и добра

Беседу вел Алексей Евстигнеев, 2011 г.
(Преображенское содружество малых православных братств. 2013. 11 декабря. URL: http://www.psmb.ru/aktualnye-temy/pochemu-my-dolzhny-osudit-prestuplenija-sovetskogo-rezhima/statja/atomnaja-bomba-ljubvi-i-dobra)

 

Сегодня А.И. Солженицыну исполнилось бы девяносто пять лет. Мы публикуем интервью с отцом Иоанном Приваловым об А.И. Солженицыне (из архива Преображенского братства, 2011 г.)

 

Отец Иоанн, нам известно, что Вы относитесь к тем людям, для которых личность и творчество Александра Исаевича Солженицына имеют исключительное значение. Когда пытаешься разговаривать с людьми об А.И. Солженицыне, то встречаешь очень разное отношение. В чем вы видите причину противоречий?

 

Причин, как всегда, несколько. Во-первых, неотъемлемое право каждого человека иметь свою точку зрения на любое явление жизни. Во-вторых, я считаю, что Александр Исаевич Солженицын — это гений, каких у нас не было со времен Ломоносова. А о гениях говорить трудно, потому что гении сильно опережают время, вносят в нашу жизнь нечто небывалое, необыкновенное. Через гениев и пророков Бог меняет нас, саму жизнь. Вспомним известную мысль Марселя Пруста: «Гениальное произведение редко вызывает восторг сразу потому, что его автор необыкновенен, что мало кто на него похож. Само произведение, оплодотворив редкие умы, способные его понять, размножит их и расплодит. Квартеты Бетховена… в течение пятидесяти лет рождали и растили публику, достойную квартетов Бетховена…» [1].

Третья причина кроется в писательской судьбе Александра Исаевича. Не успел он опубликовать несколько своих рассказов, как тут же эти рассказы проникли в народную жизнь. Вспомним реакцию Анны Ахматовой: «Когда вышла его большая вещь («Один день Ивана Денисовича»), я сказала: это должны прочесть все 200 миллионов. А когда я читала «Матренин двор» я плакала, а я редко плачу» [2]. Вот еще одно свидетельство Анны Ахматовой о «Матренином дворе»: «Удивительная вещь… Удивительно, как могли напечатать… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрена, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги…» [3].

Свободное печатание Солженицына длилось меньше года — с ноября 1962 г. по июль 1963 г. Однако сила первых солженицынских рассказов была такой, что читатели заговорили о появлении писателя равного Достоевскому или Толстому.

Тонкий знаток русской литературы — Лидия Корнеевна Чуковская сделала в своем дневнике интересную запись: «В русской литературе советского периода и до Солженицына были великие поэты: Ахматова и Пастернак, замечательные поэты: Мандельштам, Цветаева, замечательные прозаики Житков, Булгаков, Тынянов. С появлением Солженицына они засияли новым блеском. Он придал им всем новое качество: силу. Как будто к великолепным вагонам прицепили мощный паровоз. Из одиноких гениев и талантов они стали великой русской литературой. Некой общностью…» [4].

К середине 1960-х годов Солженицына перестали печатать на Родине, однако страсти вокруг его имени разгорались все сильнее и сильнее. Создавалась слава. И именно эта слава, при отсутствии книг, сыграла отрицательную роль. В общественное сознание проник определенный образ Солженицына, созданный КГБ и некоторыми другими силами. До сих пор этот образ влияет на нас. Мне приходилось много раз слышать, как в культурной и интеллигентной среде люди охотно говорили о Солженицыне, не зная ни его книг, ни его судьбы. Они яростно не соглашались с Солженицыным, не понимая, что спорят они не с реальным Солженицыным, а с тем образом, который им подсунул КГБ.

Впрочем, нам это легко понять на примере отца Георгия Кочеткова и Преображенского братства. Разве мало случаев, когда замечательные люди берутся высказываться об отце Георгии или Преображенском братстве, не зная толком ни отца Георгия, ни Преображенского братства?

Еще одна причина связана с тем, что книги Александра Солженицына стали доступны не так давно. Например, в ноябре 1998-го года я искал в библиотеках города Архангельска полную версию «Архипелага ГУЛАГ», а ее нигде не было. Был только «Новый мир» с главами из «Архипелага».

Теперь, когда книги Александра Исаевича дошли до магазинов и библиотек, возникла проблема в читателе.

За всеми переворотами, катастрофами, бурными общественно-политическими, социальными и экономическими потрясениями мы потеряли высокую читательскую культуру. Конечно, качественных читателей всегда бывает немного. Ахматова писала: «Каждый читатель как тайна, как в землю закопанный клад». Читательский дар — это дар. Но любой дар нуждается в среде. Мы же потеряли читательскую среду.

Писатель пишет для тайных, неведомых друзей. Про великих писателей мы говорим: «он снял с моих губ», «эти слова он вынул из моего сердца», «он высказал то, что было во мне, но сделал это лучше меня», «автор нашел точные слова, он меня освободил и одарил».

Настоящий читатель — это собеседник автора, он способен проникнуть в творческий замысел, способен уловить точку зрения автора, способен прожить с автором и его героями путь от замысла до результата. Настоящий читатель воспринимает произведение не столько глазами, сколько сердцем и всей жизнью.

Именно к таким читателям обращается Александр Исаевич в своих книгах. Многое ему удалось. Например, про концентрационные лагеря и пыточное следствие в нашей стране знали и без него, но знали и таили это в себе. Никому и в голову не приходило, что может быть как-то иначе. Солженицын изменил нашу точку зрения. Все посмотрели, ахнули и отшатнулись. Наступило прозрение: такая жизнь недостойна людей!

Солженицын расколдовал нас силой художественного таланта. В конце концов «Архипелаг ГУЛАГ» волнует, беспокоит, берет за душу, меняет сердце, а иногда и веселит лишь потому, что мы читаем художественное произведение, напоенное лиризмом, юмором, скорбью.

 

— Батюшка, а какое произведение, может быть, лично для вас имеет особое значение?

 

Трудно выделить что-то одно. В моей жизни сыграли большую роль, например, такие произведения, как «Случай на станции Кочетовка» (рассказ), роман «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ». Обожаю «Телёнка»… С большим волнением прочитал второй том «Красного Колеса», где показана судьба Петра Аркадьевича Столыпина. «Август Четырнадцатого» и «Октябрь Шестнадцатого» читал запоем. Читал и понимал: передо мной великая русская литература, созданная нашим современником.

В «Марте Семнадцатого» мои любимые страницы про Александра Павловича Кутепова — полковника царской армии. Очень люблю перечитывать ленинские главы в «Красном Колесе». Ленин в них смешной и страшный одновременно. Сейчас издали главы из «Марта Семнадцатого» в исполнении автора. Александр Исаевич — великолепный чтец. Поэтому все, что можно прослушать в его исполнении, стоит прослушать.

Когда ложусь в больницу, то перечитываю «Раковый корпус». Не представляю себе жизни без «Крохоток».

Как-то мы обменялись с Никитой Алексеевичем Струве общим наблюдением, что новые тексты Солженицына производят впечатление атомной бомбы. Словно разорвалась атомная бомба любви, добра. Энергетика такая, что молодеешь лет на пятнадцать.

 

— Как Вы считаете, что в трудах Александра Исаевича помогает в становлении личности христианина?

 

Я думаю, что его глубокая правда, его глубокая вера в силу слова. Фундаментальность, основательность во всем. Насколько я понимаю, стратегия Александра Исаевича была в том, что «одно слово правды весь мир перетянет». А это очень важно. Ведь если мы не услышим голос правды, то мы не услышим и голос Божий.

Тема «Солженицын и христианство» — очень важная тема. О ней можно и нужно думать, говорить, но я пока не созрел. Остановлюсь.

Да, Солженицын синтезирует в себе очень многое. Он написал и опубликовал рассказ «Один день Ивана Денисовича», но этот рассказ для народной памяти сыграл роль ледокола. Вскрылись возможности свидетельствовать о ГУЛАГе. В частности отклики на «Ивана Денисовича» сыграли большую роль в появлении «Архипелага ГУЛАГ».

Солженицын написал «Матренин двор» — родилась деревенская проза и т.п.

Вообще появление Солженицына придает жизненную силу всему настоящему: другим писателям, художникам, добросовестным труженикам, стране, миру. Его творчество расправляет плечи и поднимает взгляд, дает возможность смотреть в лицо опасности.

Не всегда Солженицын был первым в хронологическом смысле, но свет его присутствия многих отогрел, воскресил, возродил. Благодаря Александру Исаевичу мы многое увидели в перспективе истины, правды, Вечной жизни.

 

[1] Марсель Пруст. Под сенью девушек в цвету. Цит. по Лидия Чуковская. Мои чужие мысли. М., 2001, т. 2, с. 549–550.

[2] Никита Струве. Восемь часов с Анной Ахматовой. // http://www.akhmatova.org/articles/struve.htm

[3] Лидия Чуковская. Записки об Анне Ахматовой. М., 1997, т. 3. С. 16.

[4] Лидия Чуковская. Из дневника. Воспоминания. М., 2010. С. 299.