casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
casibom
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler

Ольга Кабанова. Из-под глыб предубеждений

 Ольга Кабанова. Из-под глыб предубеждений

Ольга Кабанова

Из-под глыб предубеждений

(Ведомости. 2013. 11 декабря)

 

«Александр Солженицын: Из-под глыб» в Пушкинском музее — больше, чем отлично сделанная выставка рукописей, предметов и документов. Ее можно считать важным общественным событием.

Выставка, задуманная как юбилейная, к 95‑летию писателя, рассеяла предварительные опасения — никакой скуки, неизбежной при чествовании по случаю, никакой экспозиционной рутины. Причин этому, можно предположить, три — отличная работа авторов экспозиции, энергия деятельной вдовы писателя Наталии Дмитриевны и перемена общественного отношения к самому Солженицыну. Он вновь воспринимается не только как признанный, уважаемый, но слишком морализирующий писатель из обязательной школьной программы, но и как герой, противостоявший всесильной государственной машине.


Документы, фотографии, предметы — фрагментарное воссоздание жизни Солженицына
Фото С. Портер

Во всяком случае, вынесенная в экспозицию цитата из нобелевской лекции: «Простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире — но не через меня» —кажется своевременным и важным советом-утешением, а не набившим оскомину от бессмысленного повторения призывом жить не по лжи. Правда, продолжение высказывания смущает: «Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь. Уже в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! — зримо, неопровержимо для всех! Против многого в мире может выстоять ложь — но только не против искусства». Поскольку люди искусства теперь редко вступают в борьбу с ложью, проверить верность утверждения трудно.

Открытая в небольшом зале Пушкинского музея документальная выставка о Солженицыне считается первым представлением в России его архива (в 2011 г. его показывали в Женеве). Действительно, здесь присутствуют оригиналы его рукописей, и это есть самая важная, самая впечатляющая часть экспонатов. Никакие светящиеся панели, на которых сменяются фотографии писателя и его высказывания, ни полосатая арестантская роба и случаем сохранившийся черствый кусок тюремного хлеба, ни шкафы с изданными на разных языках мира произведениями Солженицына не дают такого зримого представления о его титаническом и даже потому героическом труде, как стопки листов, исписанных очень мелким, экономным, аккуратным почерком. Думаешь, сколько же сил требовалось, чтобы просто физически написать все, что он написал. Причем многое в условиях для писательского труда, мягко говоря, не комфортных.

Так что написанный шариковой ручкой массив «Красного Колеса» впечатляет, как монумент: «Август Четырнадцатого» — 496 листов, «Октябрь Шестнадцатого» — 487 листов, «Март Семнадцатого» — 1741 лист, «Апрель Семнадцатого» — 808 листов. И это только последняя редакция, без черновиков и подготовительного материала.

Выставку Солженицына сопровождают офорты из библейского и евангельского циклов Рембрандта, художника, которого, как говорит Наталия Солженицына, ее муж, заочно учившийся в Институте философии, литературы и истории, особенно ценил и понимал. И кажется, что офорты выставке подходят именно по сходству характеров художника и писателя, не боявшихся ставить перед собой грандиозные задачи.

Выставка начинается с первых, детских, писательских опытов Солженицына — рукописи рассказов, конспекты по русской истории. Глядя на эти старые тетрадные листы, исписанные так же экономно, как рукописи знаменитых романов, отчетливо понимаешь, насколько изначально цельным и готовым к воплощению больших замыслов был этот человек, переживший войну, тюрьму, изгнание, признание, славу и — в последние годы — равнодушие уставшего от поучений общества. Выставка в Пушкинском заставляет с равнодушием покончить.