casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu

Дмитрий Кайстро. Путешествие из Магадана в Москву: 15 лет возвращению Солженицына

Дмитрий Кайстро

Путешествие из Магадана в Москву:
15 лет возвращению Солженицына

 

Знаменательная дата в новейшей российской истории: ровно 15 лет назад из долгого изгнания на Родину вернулся Александр Солженицын.

Это случилось через двадцать лет, три месяца и четырнадцать дней его вынужденного проживания вне Отечества. Солженицын вновь ступил на родную землю в аэропорту Магадана, где сел на дозаправку лайнер из Анкориджа.

Путешествие из Магадана в Москву. По-радищевски, но наоборот - с востока на запад. Чтобы увидеть Россию из столицы Колымского края - земли, схоронившей мучеников ГУЛАГа. И это, конечно, было символично.

А дальше – Владивосток, запруженная людьми площадь. "Сильнейшим переживанием было то, что все вокруг говорят по-русски. Мы жили все-таки в океане английского языка. Но в общем это непередаваемые чувства, когда вы слышите, когда вокруг со всех сторон звучит родная речь. Это непередаваемо", - говорит Наталья Солженицына, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына.

С Владивостока начался процесс взаимного узнаваемая писателя и страны, от которой он был отторгнут на двадцать лет. Он смотрел на эти бесконечные русские пространства и вспоминал страну, которую не видел так давно.

Перед высылкой в 74-м последними русскими пейзажами станут заснеженные постройки из окна тюремной машины по пути в Шереметьево. Последней едой - пустые щи и овсянка на воде. Последними собеседниками-соотечественниками - тюремный эскорт: врач и семь охранников. От белья до пальто и шапки и даже краюхи черного хлеба, упрятанной в карман пиджака, все было казенным, лефортовским. Из личного, своего, имелись только наручные часы да нательный крест. С ними и началось изгнание. С ними он, по большому счету, и вернулся.

"В свой возврат я верил в самые безнадежные годы", - напишет уже позже. А Никите Струве в Цюрихе в первый день знакомства скажет: "Я вижу день своего возвращения в Россию". "Смысл всякого эмигранта - возврат на родину. Тот, кто этого не хочет и не работает для этого, - потерянный чужеземец" (журнал "Тайм", май 1974). "Впереди у нас цель - возврат в Россию. Мы верим, что вернемся" (июнь 1974). "Я просто живу в этом ощущении, что обязательно я вернусь при жизни. При этом я имею в виду возвращение живым человеком, а не книгами. Книги-то, конечно, вернутся" (май 1983).

"Прошло 20 лет. Та система, с которой он боролся, ее уже не было. А он не только в своих книжках вернулся. Физические вернулся. И вернулся со многими годами творчества впереди", - подчеркивает Ермолай Солженицын, сын Александра Солженицына.

Ермолай Солженицын проехал с отцом весь путь до столицы. Благовещенск, Улан-Уде, Тюмень, Кострома. 16 городов, в каждом из которых Солженицын собирал переполненные залы. Когда не хватало мест, люди ставили скамейки на улице и слушали его голос через усилители. А он работал - даже в поезде.

Потом последняя и самая продолжительная остановка - в Ярославле. И писатель прибыл на одноименный вокзал. Он ступил на московскую землю не через Шереметьево – символ "отлетов", - а через бескрайние пространства, ставшие братской могилой жертв ГУЛАГа. "Он представлял совесть. Он показал, что совесть важней политической системы. Важней силы. Важней всего. Это смысл его возвращения в эту страну", - уверена Элен Каррер д'Анкос, политолог, постоянный (пожизненный) секретарь Французской академии.

"В 85-м он вернулся бы героем, в 88-м - пророком. В 90-м стал бы членом Президентского совета", - писала в те дни одна из газет. Солженицын не выбирал момента, когда бы это принесло ему наибольшие политические дивиденды. За время своего "неприезда" он будто пытался приучить общество к мысли, что возвращается не партийным вождем, не политиком - писателем. Потому что он вернулся не к правым или левым. Он вернулся в свою Россию.