casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu

Ася Емельянова. В Женеве показали пролежавший 20 лет в земле «Архипелаг ГУЛАГ»

 Ася Емельянова. В Женеве показали пролежавший 20 лет в земле «Архипелаг ГУЛАГ»

Ася Емельянова

В Женеве показали пролежавший 20 лет в земле «Архипелаг ГУЛАГ»

 

 

В Женеве открылась выставка, посвященная жизни и творчеству Александра Солженицына: две тысячи страниц рукописей, документы, личные вещи и фотографии. Многие предметы отбирала для экспозиции вдова писателя Наталия Солженицына.

 

 

Ни первая повесть, ни вторая, ни третья — творчество 11-летнего Александра Солженицына Солженицыну 80-летнему не нравилось. «Не стоит никакого внимания, не печатать» — красными чернилами, прямо на обложке. Но они под стеклом, в Женеве, впервые у всех на виду. И Наталия Дмитриевна ни о чем не жалеет.

 

 

«Увидев все это в витринах, чувство я испытала двоякое, — говорит Наталия Солженицына. — С одной стороны, ужаснулась: все нутро выложили под стекло. С другой стороны — радость и гордость, потому что он принадлежит всем».

Здесь все и правда как-то пронзительно лично. Оказывается в детстве у Солженицына был квадратный почерк. Фантастическую повесть «Страна Пирамид» он написал в расходном журнале АО «Мельстрой», который мама принесла с работы — бумаги не было. Привычка экономить, кроить ножницами, останется. В его дорожном пенальчике — скрепки, ластик и крохотные карандаши в 3 сантиметра. Он всегда дописывал их до конца.

«И не в путешествиях он тоже любил писать маленькими карандашиками, дописывал до конца, — вспоминает Наталия Солженицына. — Не знаю, почему. Он вообще не любил выбрасывать чистую бумагу, отрезал незаписанный конец листа. Он считал, что каждая вещь должна отслужить целиком своей, что правильно — не разбрасывать то, что сделано другими людьми».

 

 

Даже для музея с таким роскошным собранием рукописей, от Илиады до Бодлера, такие экспонаты — просто фантастика. Здесь тот самый ГУЛАГ, который пролежал в земле 20 лет. Друзья из Эстонии закопали рукопись, пока Солженицыны были в изгнании. Здесь первые узлы «В круге первом». И рабочие конверты «Красного Колеса» — их было 250. В синем — замыслы, в сером — досье на персонажей, в черном — структура. Еще в одном, из-под фотобумаги — наброски, образы: птицы, животные. Математическая точность и самодисциплина — Солженицын писал много, убористо, а потом с лупой, которую ему подарили в цюрихской лавке, разбирал свои черновики.

«Он разбрасывает огромный объем информации по невероятному количеству конвертов и папок, их сотни. А потом он их сплавляет, и это становится романом», — рассказывает куратор выставки Жорж Нива.

И всегда — от руки, до самого последнего дня. Когда-то пером, потом шариковой ручкой, которую Солженицын удивительно полюбил. Лишь публицистика располагала его стучать на машинке. Еще письма — неблизким людям. Своим, родным, друзьям — всегда от руки, с восклицательными знаками, необычно для него размашисто. В XXI веке, веке компьютеров, все это кажется таким непривычным.

 

 

Для Музея истории письменности Солженицын — молодой писатель. Но здесь его рукописи, даже самые последние, вдруг стали казаться старше. Кусочки желтой бумаги, вырезки, самодельные конверты и даже пометки на полях любимых книг — теперь все это часть наследия большой страны. А здесь, в Женеве, получается, и всего мира.