casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu

«Один день» Георгия Исаакяна

Юлия Баталина

«Один день» Георгия Исаакяна

 

Художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета известен концептуальностью мышления: каждый театральный сезон Георгий Исаакян «привязывает» к какой‑то тематике, каждый гала‑концерт выстраивает как некую историю, а каждый фестиваль «Дягилевские сезоны» подчиняет единому сюжету, внутри которого существуют отдельные сюжетные линии, ветвящиеся, сливающиеся и разделяющиеся, как в любой эпопее. Вот и нынешний фестиваль порадовал целым букетом сюжетов, начавшихся с премьеры оперы Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича»: тема музыки «младшего» Чайковского продолжилась в вокальном концерте «Два Чайковских», очень длинном и насыщенном, а тема творчества Александра Солженицына была представлена супругой писателя Натальей Дмитриевной, которая неутомимо встречалась с пермской общественностью, поражая внешней элегантностью, красотой речи и глобальностью мышления. И все же главным событием стала сама опера. Ее ждали и побаивались: современная опера — риск по определению, а уж такая…

Создатели спектакля зрителей успокаивали: Александр Чайковский утверждал, что текст Солженицына сам ложится на музыку, а Георгий Исаакян напоминал, что это не первая опера на «лагерную» тему: первым был «Фиделио» Бетховена. В результате просмотра осталось сложное чувство, которое проще всего определить как «надо посмотреть еще разок». Объем информации чрезвычайно велик, и после первого знакомства трудно припомнить все детали.

Безусловным достоинством спектакля является музыка. Приятнейшая неожиданность для всех, кто побаивается современной оперы, — длинные фрагменты исключительной красоты и выразительности. Правда, поскольку либретто написано в прозе, связные музыкальные фрагменты приходятся в основном на проигрыши. Исключение — молитва Алешки-баптиста (Сергей Власов), написанная на старинный церковный текст. Особенно красиво инструментальное крещендо в финале первого акта, которое, как выяснилось после перерыва, органично продолжается в начале второго. Проникновенно сделан финал — главный герой подводит итоги прожитого дня и под удивительно грустную, но светлую мелодию удаляется в туман в глубине сцены.

Музыка этой оперы — органичный микс из классических традиций, народных мелодий и достижений современного симфонизма, где все компоненты взаимосвязаны и накрепко спаяны. Очень красиво в музыкальную ткань вплелись ниточки непривычных для симфонического оркестра инструментов: баяна, домры, огромного количества ударных и ксилофонов, клавишных… В оркестровой яме расположились девушки из хора (большая часть проигрышей сопровождается ненавязчивым вокалом), а часть инструментов пришлось вынести в боковые ложи.

Цитаты из советской музыки 1930-1940-х годов тоже уместны — они служат красивым маркером места и времени действия. Особенно откровенных цитат две: прокофьевская музыка из фильма «Иван Грозный» в эпизоде, где два зэка обсуждают московские премьеры, и фраза из «Песни о встречном» Дунаевского (на эту мелодию группа студенток пропевает: «Мы с практики едем домой»).

Эпизод со студентками отлично иллюстрирует и авторский метод Чайковского, и постановку в целом. Жизнерадостная фраза из песни врывается в драматичную музыкальную ткань оперы как дуновение из форточки в «другую Россию», и сами девушки — оттуда, из страны трудовых побед, где жить становится лучше и веселее. Они и одеты так, чтобы выделяться на черно-сером фоне сцены ярким пятном. Да, где-то там существуют люди, которые и не подозревают о ГУЛАГе. До поры до времени.

Эпизод очень короткий, но о многом говорит. Вся опера построена из таких эпизодов, в ней огромное множество действующих лиц, и каждый — герой, а не деталь массовки. Не только Шухов (Павел Брагин) или Тюрин (Александр Агапов), истории которых рассказаны достаточно подробно, но и другие герои — Цезарь Маркович (Олег Иванов), Кавторанг (Валентин Косенко), Кильдигс (Эдуард Морозов) — предстают перед зрителем объемными и понятными, за каждым угадывается целая история. При этом ничуть не нарушается общая сюжетная канва — описание одного дня из жизни заключенного. В этом безусловная удача авторов либретто — тех же Чайковского и Исаакяна. Трудно сказать, насколько эти выжимки из Солженицына интересны как отдельный текст, но как драматургическая основа спектакля — очень достойная работа.

Артистам можно и посочувствовать, и позавидовать. С одной стороны, роли уж больно маленькие, петь почти нечего, с другой — есть возможность показать артистизм, выполняя столь сложную задачу.

Исполнитель заглавной партии Павел Брагин в очередной раз доказал, что он — артист, который постоянно работает над собой и стремится себя преодолеть. Второй раз подряд после недавней премьеры «Христа» Рубинштейна он выступил как герой, полный достоинства, и интеллектуальный певец, который продумывает и чувствует каждую исполняемую фразу.

Постановка, пожалуй, самый спорный момент в спектакле. Многие зрители после премьеры говорили, что чего-то им не хватило. Литературовед Галина Ребель считает, что в спектакле мало народной традиции, а художнику Леониду Тишкову хотелось немного больше белого на сцене — по контрасту с беспросветной чернотой.

Вообще, постановка была делом очень сложным, поскольку хотелось и правды жизни, и метафоричности. В результате натурализм обернулся, как и следовало ожидать, сценической условностью, а метафоры получились очень простыми и легко читаемыми.

Художник Эрнст Гейдебрехт попытался в сценографии спектакля воспроизвести идею загробного мира, а художник по костюмам Елена Соловьева одела героев так, чтобы из безликой массы они выделялись лишь номерами — как в романе Замятина «Мы».

Общее ощущение от премьеры — безусловно, удача. Несмотря на сложную музыку и мрачную тему, опера не выглядит «грузовой», смотрится легко, заставляет сопереживать.

Для Георгия Исаакяна это новый этап в его «дягилевской» карьере импресарио: на сей раз он является автором не только постановки, но и всего проекта, начиная от получения авторских прав на инсценировку и заказа музыки.

Говоря о том, что это мировая премьера, хочется уточнить, что премьера в данном случае — понятие широкое: это не просто первый показ произведения, но и вообще первое музыкальное произведение по прозе Солженицына в мире.

 

Вдова Солженицына
одобрила пермскую постановку «Ивана Денисовича»

Вдова знаменитого писателя Наталья Дмитриевна высоко оценила постановку оперы Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» по одноименной повести Александра Солженицына в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского.

«Потрясающий хор! А в работу художника я просто влюбилась, — заявила на творческой встрече в Органном зале Наталья Солженицына (художник-постановщик спектакля Эрнст Гейдебрехт — лауреат «Золотой маски»). — Еще в Москве, читая эскизы проспектов, где было написано «мировая премьера», я думала, ну да, по факту это так. А когда смотрела спектакль, на втором действии вдруг охватило чувство, что происходит действительно мировое событие… В моем представлении, было такое «дерево» — «Один день…» И вот от него отпочковалась еще одна «ветвь». А наш сын Степан сказал: «Да нет, это теперь тоже отдельное «дерево». У них только «корни» общие».