Татьяна Минаева. Под «красное колесо» истории попали все
Многие читали романы Н. Вирты, А. Стрыгина, документальные очерки В. Самошкина. В этих книгах описаны реальные события, которые разворачивались на нашей земле. Но мудрее всех писателей оказался, на мой взгляд, Александр Солженицын (он бывал в нашей местности в начале 70‑х): у него под «красное колесо» истории попали все: и белые, и красные, и зеленые, и помещики, и крестьяне…
Майкл А. Николсон. Иван Денисович: мифы происхождения
Один из многочисленных мифов, которыми обросли за четыре десятилетия личность и творчество Солженицына, возник из естественного желания хотя бы с оговорками отождествить его дебют в журнале «Новый мир» в 1962 году с первоначальной стадией его развития как художника вообще.
Валерия Новодворская. Товарищ по ГУЛАГу
«Когда читала, мне становилось трудно дышать… Возможно, люди заслужили эти страдания, но кто позволил человеку решать судьбу и наказывать за грехи?! Вопрос этот очень спорный и остается открытым по сей день» (Даша Вилкова, 9-й класс).
Александр Оболенский. Алеша Достоевского и Солженицына
Оболенский А. Алеша Достоевского и Солженицына // Рус. мысль. 1972. 7 сент. № 2911. С. 6–7
Олег Павлов. «Один день Ивана Денисовича» как христианское послание миру
Это будет не доклад, и даже не речь — это размышления, и я выписал для себя только цитаты, чтобы быть точным. Конечно, «Один день Ивана Денисовича» — это литературное произведение. Но называя его посланием я хочу сказать о Мысли, вложенной в написанное: о главной мысли Солженицына, на мой взгляд, современниками его и нами всё же до сих пор непонятой.
Олег Павлов. Русский человек в XX веке
Писателя Александра Солженицына с самого момента его появления в литературе оглашали «новым Толстым», и по сей день приноравливают его к «новому Толстому» или пеняют на «нового Толстого», кем он будто бы так и не стал.
Анна Плотникова. «Иван Денисович» — 50 лет назад и сегодня
Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов (в ту пору заканчивавший университет) вспоминает: «Мы были еще мальчишками, но кое-что уже понимали. И, поскольку я принадлежу к литературной семье, то помню, что шепот вокруг этой повести возник еще до ее публикации.
Леонид Ржевский. Образ Рассказчика в повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Ржевский Л.Д. Образ Рассказчика в повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Ржевский Л.Д. Прочтенье творческого слова: литературоведческие проблемы и анализы. New York; Univ. Press, 1970. С. 237–252
Павел Спиваковский. Матрёнин двор
«МАТРЁНИН ДВОР»рассказ А.И. Солженицына. Написан в 1959 г. в Рязани. Первоначальное авторское название — «Не стоит село без праведника»; окончательное придумано главным редактором журнала «Новый мир» А.Т. Твардовским.
Василина Степанова. Поэтика экфрасиса в рассказе А.И. Солженицына «Захар-Калита»
Особый интерес современного литературоведения к интермедиальной поэтике связан с очередной сменой культурной парадигмы, отходом от литературоцентризма в сторону «искусствоцентризма», расширением границ искусства, что приводит на уровне словесности к жанровому синтезу.