casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
casibom
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler

Андрей Зорин. Я считаю, что это гениальная книга, — и в историческом, и в художественном, и в научном планах

 Андрей Зорин. Я считаю, что это гениальная книга, — и в историческом, и в художественном, и в научном планах

 

Андрей Зорин

Я считаю, что это гениальная книга, —
и в историческом, и в художественном, и в научном планах

(Подготовлено на основе материала:
Зорин А. «До сих пор могу страницами рассказывать “Москву — Петушки”» /
беседу вела Н. Назарова // Горький. 2016. 14 ноября. URL: https://gorky.media/intervyu/do-sih-por-mogu-stranitsami-rasskazyvat-moskvu-petushki/)

 

 

 

— Если говорить не про науку, а про вашу историю чтения как частного человека, какие вещи на вас в первую очередь повлияли в юности, в подростковом возрасте?

Вы знаете, в те годы читаешь как никогда много. Самый продуктивный принцип чтения — читать первое, что попалось под руку, — хорошо работает в детстве и отрочестве, а дальше уже хуже. Хотя он вообще полезный, особенно если ты живешь в интересной среде. Но получается все реже, все реже читаешь что-то случайно, наоборот, чем дальше, тем больше читаешь то, что нужно, а не то, что хочется.

Я формировался в советский период. Конечно, глаз и вкус были настроены совершенно определенным образом, но то, что я любил тогда, в 70 е годы, для меня значимо и сейчас. Я читал «Архипелаг ГУЛАГ». Я считаю, что это гениальная книга, — и в историческом, и в художественном, и в научном планах. Это одно из величайших произведений русской литературы и общественной мысли XX века. У позднего Солженицына сложная репутация, и она немножко мешает живыми глазами читать его старые вещи. Но «Архипелаг» — это, по-моему, эпохальная книга по глубине анализа русской и мировой истории, по вписанности отдельных человеческих драм в национальную историю и по технике работы с устными источниками, сбору антропологического материала. Солженицын собирал устные и письменные свидетельства и выстраивал из них концепцию истории — в науке такая вот устная история, основанная на голосе, разговорах, обрела популярность позже, не в 60 е годы. Солженицын смог это сделать очень рано с потрясающей силой художественной и интеллектуальной энергии.

Мне кажется, то, что мы перестали читать «Архипелаг», очень плохо действует на общественную атмосферу. И, кстати, к вопросу о популяризации. Книжка все-таки огромная, не все читатели могут ее осилить, и вот недавно вышел однотомник, сделанный по «Архипелагу ГУЛАГу» <вдовой писателя> Натальей Дмитриевной Солженицыной <М.: Просвещение, 2010. — Прим. ред.>. Она тактично и бережно сохраняет грандиозный труд, но в том объеме, который современному молодому человеку, возможно, более доступен. Конечно, чтобы решиться на такое, лучше быть ближайшим к автору человеком на протяжении всей его жизни. Но тем не менее это виртуозная популяризаторская работа — без добавления единого слова, с сохранением композиции. Это и есть просвещение.