casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
casibom
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler

Андрей Десницкий. Между Лениным и Солженицыным

 Андрей Десницкий. Между Лениным и Солженицыным

 

Андрей Десницкий

Между Лениным и Солженицыным

Андрей Десницкий о том, почему православным
сегодня стал ближе вождь мировой революции, чем главный борец с коммунизмом
(Газета. 2014. 31 октября. URL: http://m.gazeta.ru/comments/column/desnitsky/6246473.shtml)

 

 

Всего пару лет назад о В.И. Ленине в православных СМИ говорилось практически одно и то же: давайте уже захороним его тело и перевернем эту страницу истории. Но не захоронили. И вот сегодня украинский ленинопад вызывает множество откликов, причем исключительно отрицательных, от самых разных православных публицистов и священников — и тех, кого мы привычно относим к числу охранителей, и тех, кого принято считать вольнодумцами. На сайте «Православие и мир» представлена целая палитра мнений о том, почему это плохо, несвоевременно, неправильно.

Казалось бы, христиане первых веков — стали бы они протестовать, если бы толпа снесла памятники императорам Нерону или Диоклетиану, самым жестоким гонителям христианства? Вряд ли. А Владимир Ильич превзошел их всех, и не было в истории русской церкви человека, который причинил ей больше вреда, с чьей легкой руки пролилось больше крови православных.

Татары, и те храмов не жгли и попов не рубили, кроме как непосредственно в момент набега, и даже товарищ Сталин в 1943-м круто развернулся лицом к церкви, за что его и по сей день чтут иные православные.

Но Ленин, Ленин-то — главный и несомненный враг во всей истории. Как можно сожалеть об уничтожении его мемориалов, тем более в соседней стране?

Особенно показательны два выступления игумена и профессора МГУ Филиппа Симонова. В одном он сообщает, что памятники Ленину, хоть они и идолы, ему никак не мешают. А в другом, опубликованном всего через два дня, ниспровергает идола, который, несомненно, мешает, и этот идол — А.И. Солженицын. Вот уж, казалось бы, писатель, который сделал как никто другой много для утверждения тех самых традиционных ценностей русского мира, о которых сегодня постоянно говорят православные. Но игумен Филипп считает: «Архипелаг ГУЛАГ» еще как-то годится в части личных мемуаров, а вот историческое исследование «Красное Колесо» — полный провал. Впрочем, уже и «Архипелаг» не нужен, потому что давно исчезла та аудитория, к которой обращался Солженицын: советская интеллигенция.

Впрочем, дело даже не в аргументах, разителен контраст тональностей. Ленин — ну что ж, пусть будет, не мешает… Солженицын?! Да кто он такой! Да как же можно!

А если учесть, что в этом году патриарх Кирилл впервые, насколько я могу судить, наградил Г.А. Зюганова церковным орденом (и об этом мне уже доводилось писать), означает ли это поворот церкви к коммунизму и его вождям, прошлым и нынешним?

Всё несколько сложнее. Для кого-то, конечно, ленинопад — несомненный признак того, что значительная часть украинского общества стремится как можно дальше уйти от того самого «русского мира», где на всех главных площадях стоят памятники Ленину. Они в этой картине мира как березки или матрешки — признаки этнические, а вовсе не идеологические. Примелькался Ильич, притерпелись мы к нему, уж как-нибудь бы и дальше… А эти что, эти зачем?

Кто-то может испытывать банальную зависть: мы вот долгие годы не можем даже несчастную станцию метро «Войковская» переименовать, хоть и названа она в честь организатора убийства царской семьи Петра Войкова, всё топчемся, всё ведем переговоры не пойми с кем не пойми о чем — а украинцы ишь какие прыткие!

Есть и такие, кто считает: нехорошо сносить вообще любые памятники, пусть остаются как напоминание о нашей сложной истории. Правда, можно быть уверенными, что про памятник Гитлеру где-нибудь в Берлине или Таллине они бы так ни за что не сказали.

Наконец, говорят, что снос пусть даже и не самого лучшего памятника буйной толпой — символ той самой майданной стихии, от которой с ужасом отшатывается Россия. Дескать, памятник, конечно, лучше бы убрать, но по решению городских властей, цивилизованно, без фанатизма, и чтобы никто не ушел обиженным.

И в самом деле, когда одна часть общества в агрессивной форме навязывает свою волю остальным — это не самая лучшая модель развития, она чревата гражданской войной, что и показывает украинский опыт.

С этими аргументами, кстати, я готов в значительной мере согласиться, хотя понимаю и другое: не будь этого самого стихийного порыва масс, не было бы и той России, в которой мы живем сегодня. Она все-таки родом из 1991 года, и, как ни парадоксально, именно низвергнутый памятник Дзержинскому проложил дорогу в Кремль советским чекистам.

Но почему все-таки именно украинские памятники Ленину становятся «точкой сборки» для православной общественности, которая давно и достаточно радикально разошлась по множеству других частных вопросов?

Православие по определению консервативно. Но консерватизм бывает очень разным. Тот же Солженицын для многих — мракобес, шовинист, антисемит. Но, наверное, никто не откажет ему в творческом подходе и в стремлении жить по нравственным идеалам. А вот это как раз крайне неудобно. Его имя уже пытались использовать по текущей идеологической надобности в середине девяностых, сразу после его возвращения, как же: самый знаменитый борец с коммунизмом поможет справиться с Зюгановым! А он тут же начал обличать новые порядки дикого капитализма…

Избранные цитаты из уже покойного классика недавно снова достали из запасников: традиционные ценности, собирание русских земель, наш Крым (а заодно и Северный Казахстан, Назарбаев намек сразу понял). Как это будет неприятно слышать либералам-западникам! Но вчитались…

В «Красном Колесе» показано, как империю в начале века развалили не большевики и не агенты чужих разведок, а прежде всего некомпетентные правители, социальная несправедливость, война под надуманными лозунгами, косность одних и несдержанность других.

А тот же «Архипелаг», он, если вчитаться, про то, как опасно всемогущество идеологически мотивированного государства, как легко оно превращает людей в расходный материал. Ну разве не крамола выходит?

Консервативный лозунг наших нынешних времен: ничего не трогайте, а не то выйдет намного хуже. И Ленин, пожалуй, самый лучший символ, самое главное огородное пугало: вот видите? Вам мало? Еще хотите? Ничего, совершенно ничего не трогайте, в первую очередь — самого Ленина! Мы к нему уже привыкли, притерпелись, и дети наши привыкнут, и внуки, и правнуки. Будет он как часть пейзажа, как березка или матрешка, в самом деле…

На улице Лубянка строится огромный храм, посвященный российским новомученикам. А на Лубянскую площадь вернется, возможно, памятник тому человеку, который их новомучениками сделал.

И никакого противоречия в этом нет, решения принимаются практически одними и теми же людьми. Это в проклятые девяностые велись баталии между «коммунистами» и «демократами» (впрочем, и те и другие очень своеобразно понимали идеологию, от имени которой говорили). Сегодня найдена формула национального согласия: мы все — лучшие, все победители и всё у нас лучшее вместе и по отдельности. И Ленин лучший, и новомученики, и либеральные демократы голосуют за батюшку царя вместе с коммунистами, а если какая неувязочка получается, это нам пофиг. Главное — стабильность и консерватизм как сохранение этого наилучшего возможного порядка вещей, а кто будет с ним спорить — тот враг.

Очарование этой простой логики настолько велико, что ей поддаются и многие православные, хотя, казалось бы, читают в одной древней книге про своего Учителя. Его ведь считали возмутителем спокойствия, ниспровергателем основ и даже потом распяли во имя стабильности и сохранения традиционных ценностей.

Но это уже совсем другая история.