casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
casibom
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler

Открытие в Париже Культурного центра имени А.И. Солженицына

 Открытие в Париже Культурного центра имени А.И. Солженицына

 

Открытие в Париже Культурного центра имени А.И. Солженицына

 

 

 

19 мая 2017 года в Париже в книжном магазине «YMCA-Press» состоялось открытие Культурного центра имени А.И. Солженицына и приуроченной к открытию выставки «Архипелаг ГУЛАГ, история литературного взрыва».

В 2018 году в России будет отмечаться столетие со дня рождения Александра Исаевича Солженицына: откроются новые музеи, посвященные жизни и творчеству писателя, будут проводиться выставки и конференции, появятся публикации архивных материалов. Подготовка к этому масштабному событию началась уже давно, в том числе и в стенах Дома русского зарубежья.

Но так получилось, что именно в среде русской эмиграции, в Париже первыми отметили приближающийся юбилей: в книжном магазине издательства «YMCA-Press», где в 1973 году был опубликован – и прозвучал на весь мир – «Архипелаг ГУЛАГ», открылся Культурный центр имени А.И. Солженицына и выставка, посвященная великому роману ХХ века. Такой культурный центр был давней мечтой Никиты Алексеевича Струве (1931–2016), директора «YMCA-Press», одного из учредителей Дома русского зарубежья, и вот теперь, спустя год после его ухода, соратникам Н.А. удалось воплотить эту мечту в жизнь.

В отреставрированном помещении «YMCA-Press» посетители увидели историю пересылки фотокопии рукописи «Архипелага ГУЛАГа», и долгого хранения самой рукописи в Эстонии. Увидели тот самый печатный станок, на котором Леонид Лифарь набирал в Париже страницы романа Солженицына — а вычитывать верстку ему помогали супруга М.И. Лифарь, Никита Алексеевич и Мария Александровна Струве.

Сильным экспонатом выставки стало старое зеркало, на котором теперь — намеренно с трудом — прочитываются имена «невидимок», помогавших Солженицыну. И конечно, большое внимание уделено восприятию романа на Западе, в том числе во французской прессе.

Вечер открыл профессор Парижского университета Даниил Струве, сын Никиты Алексеевича. Он отметил, что ИМКА, известная всем присутствующим как книжный магазин и издательство, открывается сегодня в новом качестве — как Культурный центр имени А.И. Солженицына, и поблагодарил за поддержку всех членов попечительского совета Центра, в том числе Пьера Мореля, профессоров Жоржа Нива и Ива Амана, а также директора Дома русского зарубежья В.А. Москвина. Особая благодарность за поддержку и помощь в создании выставки прозвучала в адрес Наталии Дмитриевны Солженицыной, и было зачитано ее приветственное слово.

Татьяна Викторова, проф. Страсбургского университета, соратник Н.А. Струве, ныне главный редактор журнала «Вестник РХД», рассказала об истории издания «Архипелага ГУЛАГа», благодаря которому «YMCA-Press» стало одним из самых известных издательств мира. Архивные документы издательства позволяют представить, какой культурный шок испытали первые читатели «Архипелага», каким настоящим откровением стала для них эта книга, свидетельствующая о беспримерной, неистощимой внутренней свободе человека в самых страшных внешних обстоятельствах.

Татьяна Викторова кратко описала концепцию выставки «“Архипелаг ГУЛАГ”, история литературного взрыва», рассказывающей об истории публикации и рецепции романа на Западе. Выставка погружает в лабораторию писателя – благодаря материалам, предоставленным Н.Д. Солженицыной, позволяет увидеть, как работал писатель. Более ста двадцати «невидимок», помогавших писателю, нашли свое место на выставке не только отраженным на зеркале списком, но и теми предметами, которые в свое время помогли их владельцам вывозить рукописи – например, обычная коробка из-под конфет, предметы из архива одной из невидимок Аси Дуровой (свое место в скором времени займет на экспозиции и та самая труба, в которой, закопанной в землю, хранилась рукопись «Архипелага» в Эстонии).

Важное место заняла на выставке тайная переписка между Н.А. Струве и А.И. Солженицыным, в которой роман фигурирует под именем «Лёня» и обсуждается его «рождение» в центре Парижа.

Деятельность культурного центра имени А.И. Солженицына, сказала Т. Викторова, видится прежде всего в русле продолжающегося осмысления наследия писателя, и пригласила участников вечера после первого осмотра экспозиции вернуться снова – со своими студентами, с семьями, с детьми, чтобы еще раз погрузиться в трагическую и захватывающую историю выхода в свет романа «Архипелаг ГУЛАГ».

С приветствием новому культурному центру выступил Пьер Морель; он поделился личными воспоминаниями о той эпохе, когда он был молодым сотрудником Посольства Франции в России и был свидетелем тайной работы «невидимок», а также о том времени, когда, уже будучи Послом Франции в России, с 1993 года, принимал непосредственное участие в поездках с дарами французских книг и книг издательства «YMCA-Press» библиотекам России. Г н Морель сравнил открывающуюся выставку с романом – с захватывающим романом об истории тайной деятельности невидимок, об истории большой дружбы и соратничества, несмотря на все риски той эпохи.

Профессор Жорж Нива сказал, что сегодня в ИМКЕ произошла – как тогда, при публикации в Париже «Архипелага ГУЛАГ» — встреча двух Россий: России эмигрантской, изгнанной, и России внутреннего сопротивления, России ГУЛАГа.

«Выход “Архипелага ГУЛАГа” — одно из тех событий, которое изменило и Россию, и весь мир», — сказал в своем приветственном слове В.А. Москвин. Он говорил и об истории сотрудничества «ИМКИ» и Фонда Солженицына, благодаря которому более чем в 80 городах есть коллекции книг «YMCA-Press», а также была создана ее московская ветвь — издательство «Русский путь». Результатом сотрудничества Никиты Струве с А.И. и Н.Д. Солженицыными стало и возникновение Музея русского зарубежья имени Александра Солженицына. В.А. Москвин рассказал о строительстве нового здания музея, впечатляющего своими масштабами, и пригласил вновь открывшийся культурный центр к дальнейшим совместным проектам.

В завершение вечера театральный режиссер Григорий Лопухин, внук Н.А. Струве, представил отрывок из спектакля-читки «Один день Ивана Денисовича» на французском языке, а уже на следующий день спектакль прошел в ИМКЕ целиком.

Вечер провела Мария Стахович.

 

Светлана Дубровина