Наталия Солженицына. Выступление на Российском литературном собрании

 Наталия Солженицына. Выступление на Российском литературном собрании

Наталия Солженицына

Выступление на Российском литературном собрании

(РУДН, Москва, 21 ноября 2013)

 

Для нашей страны жизненно важно изменить то жалкое положение, в котором оказалась литература в школе. Если не переломить сегодняшнюю тенденцию — школа, в ее гуманитарном блоке, превратится в массовое воспроизводство невежества.

Мы уже потеряли больше десяти лет, целое поколение. И оно транслирует свою необразованность на поколения следующие: достаточно послушать, каким языком говорят молодые теле- и радио-корреспонденты. Если средний выпускник школы не может грамотно выразить свою мысль или хотя бы пересказать чужую — то аттестат какой зрелости ему выдают?

Уже сегодня в жестком глобальном мире конкурентный выигрыш дают не запасы сырья, а качество образования и творческий потенциал людей. При этом оторвать «физиков» от «лириков», поставить только на первых — стратегия проигрышная, она обернется лишь вторым сортом «физиков», потому что влияние искусства и литературы на интеллектуальные достижения — незримо, но огромно. Эйнштейн говорил: «Достоевский даёт мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!» — и в этом парадокса нет.

Мне кажется, вернуть в школу выпускной экзамен по литературе, в виде скорее всего сочинения, необходимо. Но механический возврат сочинения, механический возврат отобранных у литературы часов — еще не решат проблему. Она упирается в качество преподавания литературы в школе. Учителя в массе своей задушены еще новой бедой — неслыханной формальной отчетностью, отнимающей все время и пресекающей всякую инициативу. Она была введена как способ контроля над слабыми учителями, но слабых она не усиливает, а сильных — стреноживает.

На Культурном Фронте, в битве за сохранение культуры, литературы, учителя — пехотинцы. Но они не поддержаны тяжелой артиллерией — Телевидением, Кино — и значит их усилия обречены.

А ведь перед ними не менее отчаянно стоит задача воспитания. Поглядим на себя в зеркало — мы стали обществом потребления (только без отлаженных механизмов сдерживания).

Кто же — при том сломе нравственных ориентиров, через который проходит наше общество, — убедит детей, что Добро и Зло — это не отвлеченные понятия, а напряжённая реальность?

И когда общество расколото — единым учебником истории единства не достичь. Это Толстой ответит детям — Чем Люди Живы, это Достоевский научит их состраданию, а на сегодняшние споры о нашем недавнем прошлом именно литература ответит понятно для всех:

 

ВОЛКОДАВ ПРАВ, а ЛЮДОЕД — НЕТ.