casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
casibom
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler

Наталия Солженицына. Приветственное слово на открытии Всероссийского съезда учителей-словесников МГУ — 5 ноября 2019

 Скачать

Наталия Солженицына


Приветственное слово на открытии
Всероссийского съезда учителей-словесников
МГУ — 5 ноября 2019

Дорогие участники Всероссийского учительского Съезда,
драгоценные наши словесники!

Школьным учителем был и Александр Исаевич Солженицын. Школу он любил всю жизнь, преданно и пристально. В самой ранней его повести есть такие слова: «Педагогом надо родиться. Надо, чтоб учителю урок никогда не был в тягость, никогда не утомлял, — а с первым признаком того, что урок перестал приносить радость, — надо бросить школу и уйти. И ведь многие обладают этим счастливым даром. Но немногие умеют пронести этот дар через годы непогасшим». — Конечно, эти слова написаны идеалистом, звучат как некая максима, которую опрокидывает «правда жизни». Однако правда истории, истории всякого развития — полна примерами прорывов, совершенных именно идеалистами, теми, кто верил в достижимость невозможного. 
В нашем восприятии время течет неравномерно. Сейчас мало найдется таких безмятежных, кто не видит, что мир вокруг нас меняется стремительно. И вызовы наступающей, вернее, уже наступившей технократической эры, эры искусственного интеллекта, — уже при дверях. Отгородиться от них невозможно, придется <эти вызовы> встречать. Тех, кому кажется, что это далеко от нас и наших проблем, хочу уверить — именно в таком мире совсем скоро предстоит жить нашим детям и внукам, и мы обязаны их к этой жизни готовить.
Важно, однако, заметить, что сам по себе технический прогресс, в отрыве от гуманитарного знания и нравственного развития, нисколько не способствует улучшению человеческой природы. Новейшие же успехи и головокружительные перспективы искусственного интеллекта и вовсе грозят вытеснить человеческое в человеке — если мы будем пользоваться новыми возможностями бездумно и неосознанно.
Паника по поводу вытеснения человека неуместна. Но те страны и общества, которые надеются в нарастающем ритме технологической революции уж если не преуспеть, то хотя бы не отстать катастрофически, должны уделять живое и деятельное внимание среднему школьному и высшему образованию. И хотя очевидно, что претерпевать существенные изменения будет в первую очередь содержание точных и естественнонаучных предметов, но, парадоксальным образом, наибольшее значение для необходимого диалога человеческого и машинного интеллекта, для того, чтобы люди не оказались побежденными их же порождением, — приобретают содержание и качество обучения в предметах гуманитарного цикла, прежде всего — языка и литературы.
Тут два существенных момента. В самые ближайшие десятилетия, когда начнет радикально меняться наша повседневная жизнь, наряду с исчезновением ряда традиционных профессий возникнет большое число новых. В частности, значительно вырастет потребность в людях из не-технических областей знания, умеющих работать с текстами, в людях, — назовем их условно «сценаристами, психологами, режиссерами», — которые были бы способны, например, детально продумывать каждый шаг на пути обучения машин адекватному реагированию на человека и пребыванию в границах установленных этических норм. Список умений и навыков из гуманитарных областей, которые потребуются в новой реальности, продолжать можно долго.
Второй момент — что станет обычным делом смена в течение жизни нескольких профессий, то есть пожизненное обучение.
Все это вместе взятое означает, что для будущей жизни каждого школьника первостепенную важность приобретает само умение учиться, овладение инструментами и навыками этого умения. Вероятно, в этой аудитории все согласятся, что главным таким навыком является чтение. Я имею в виду не беглое проглатывание слов, а способность извлекать и усваивать смысл, анализировать текст, воспринимать его критически, способность выделять информацию, даже и скрытую, стремление к самостоятельным выводам.
В связи со всем сказанным огромную важность, но и тревогу вызывают проекты новых образовательных стандартов для школы, которые предстоит принять и которые будут иметь решающее влияние на ход, направление и качество обучения в наших школах. Некоторое время назад Министерство (тогда еще Образования) создало рабочие группы экспертов по каждому предмету с целью уточнения критериев для измерения освоения учениками образовательных программ. Я работала в группе экспертов по предмету «Литература», наши предложения мы разрабатывали тщательно, детально и ответственно. Но в главном они не нашли отражения в проекте стандартов, как и предложения некоторых других общественных, научно-педагогических и экспертных групп, например, площадки «Образование» Общероссийского народного фронта или великолепного образовательного центра «Сириус».
Налицо расхождения по важнейшим вопросам — что включать в национальный культурный канон, в обязательное для каждого школьника нашей страны ядро чтения, а что оставить на выбор учителя; надо ли строго распределять список произведений по годам обучения, что неизбежно окажется слишком трудным для одних детей, и тормозяще простым — для других; как должен строиться контроль за образовательным процессом.
Если перегрузить учеников невыполнимо большим обязательным списком, это лишит их возможности вдумчивого чтения. Важно не количество прочитанных текстов, а удастся ли научить школьника воспринимать и толковать заложенные смыслы, удастся ли мотивировать его самостоятельно размышлять над вопросами, которыми мучались наши классики и мучаются писатели-современники. Если же закрепить конкретные тексты за конкретными годами обучения — это безусловно облегчит и упростит контроль, но лишь за формальным знакомством с текстами, а не за качеством, не за приобретенными в школе навыками чтения.
Новые стандарты слишком важны, чтобы можно было пренебречь достижением по их поводу общественного и профессионального согласия.
В наше трудное время желаю всем вам, самым важным, самым дорогим нашим учителям — здоровья, душевной ясности и твердости.


vibratoringtoy.com with aaa quality at our fake watch store from china. www.xdl.to with aaa quality at our fake watch store from china. valued progressed monitors need who makes the best perfectwatches.is. the many who sells the best www.apxvape.gr can be described as control masterpiece. welcome to our store for popular swiss www.silkshome.com! replica patek philippe watch are the hottest and the latest design in our online website. wedding dresses rolex excellent capabilities each might be resembled. https://www.stellamccartneyreplica.ru releases another re-issue and might i say.